21.01.2013 В такие моменты, когда в доме вспыхивает пожар, люди всегда надеются на тех, кто борется с огнем профессионально и быстро. Однако тушение огня — это не только четко налаженная работа на месте усмирения разбушевавшейся стихии, но и многое другое, что обычно остается «за кадром». Об этом нам рассказал помощник начальника караула 6-й пожарной части города Челябинска Владимир Пашутин.
— Владимир Александрович, каковы ваши самые главные задачи как помощника начальника караула?
— Спасти людей и ликвидировать пожар. Однако на мой взгляд, здесь я должен не только решать задачи, возникающие в ходе тушения пожара, но и быть примером для подчиненных. Ведь работа пожарного — это работа по принципу: «Если не я, то кто?». Тем не менее хочу подчеркнуть, что пожарные на рожон не лезут, никакого фанатизма в тушении огня нет. Здесь главное — быстро оценить ситуацию и сделать все возможное, чтобы спасти людей.
— Из-за чего чаще возникают пожары?
— Естественно, из-за нарушений правил пожарной безопасности. Это прописные истины, но тем не менее бывает так, что кто-то расплачивается жизнью за то, что недо-оценивает их. Также порой причиной пожаров становится беспечность людей. Они оставляют, например, включенный чайник и забывают о нем. Много пожаров и из-за того, что курят — выбрасывают непотушенные сигареты или засыпают с тлеющими окурками. Частный сектор во многих случаях, как показывает моя практика, горит из-за проводки.
— Какие пожары вы считаете самыми страшными?
— Те, на которых гибнут дети.
— Как обычно происходит тушение пожара?
— Мы приезжаем на место, оцениваем ситуацию, направляем звено в очаг возгорания, в котором, по информации соседей, могут находиться люди. Помогаем им выбраться, тушим пожар. Затем проверяем каждый квадратный метр горевшего помещения — ищем тех, кто по какой-либо причине не мог дать о себе знать. В том случае, если пожар произошел в многоэтажном доме, мы обязательно обследуем те квартиры, которые расположены по соседству с горевшей. Это если рассказывать в общих чертах. На деле же все сложнее.
— В прошлом году в вашем районе горело здание по адресу Энергетиков, 40. На пожаре погибли два человека — женщина и ее маленькая дочь. Почему их не удалось спасти?
— На этот вопрос могут быть различные точки зрения. Когда мы приехали на пожар, то сразу увидели, что люди просят о помощи. Мы вытаскивали в первую очередь тех, кто пытался спастись — кричал, звал на помощь. Им помогали и очевидцы трагедии. С погибшими получилось так. У этой женщины, очевидно, были гости. Они почувствовали запах дыма, выскочили в коридор. Поняли, что через коридор на улицу не выбраться, вернулись в комнату и вылезли через окно. Эту женщину и ребенка они оставили в комнате. При этом уходящие, возможно, не закрыли дверь, из-за тяги помещение быстро наполнилось дымом. А эта женщина запаниковала или растерялась — я не знаю. Факт в том, что она легла на диван и обняла ребенка. Их так и нашли. Она даже не пыталась позвать на помощь. Если бы она это сделала, ее бы заметили и могли спасти. На мой взгляд, гибель этой женщины и ее ребенка в том числе на совести тех, кто оставил их в полной дыма комнате. Я не понимаю, почему эти люди не попытались спасти хотя бы малыша.
— Сколько раз за смену вы выезжаете на пожары?
— Здесь каждый раз по-разному. В среднем около трех — пяти выездов за сутки. Однако в пожароопасный период их число увеличивается примерно до 40.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь при тушении пожаров в Челябинске?
— Разных хватает. Одна из наиболее часто встречающихся — сложно проезжать к месту ЧП. У нас же не город, а большая парковка (улыбается). Тем не менее стараемся приехать быстро.
— Кто-то из ваших коллег сказал: «Мы всегда должны быть на шаг впереди стихии». Как вы понимаете эти слова?
— Я думаю, что мы должны делать все возможное, чтобы предотвращать разгул стихии и вовремя тушить огонь. Предотвращение пожаров во многом зависит от профилактической работы, а вот тушение — от массы факторов.
— Встречались ли в вашей практике случаи, когда люди гибли из-за неосторожности? Например, возвращались в горящий дом за документами?
— С подобным я не сталкивался. Могу сказать, что дороже жизни и здоровья ничего нет. Поэтому при пожаре нужно покинуть горящее помещение и, по возможности, вывести из него всех людей. За документами или чем-то еще возвращаться не нужно — это может быть слишком опасно. Помните, что ваша жизнь дороже любых денег и любых документов.
— Вы ездили тушить Санарский бор. В чем сложность тушения лесных пожаров?
— Там тоже много сложностей. Одна из основных — техника не может добраться до эпицентра пожара: там же непролазный лес. Распространению огня не мешала и так называемая опашка — пропаханная борозда земли. Для огня тогда, когда горел Санарский бор, из-за ветра, сыплющегося пепла и других причин не была преградой даже дорога шириной несколько метров.
— Ваши дети пойдут по вашим стопам?
— Думаю, нет, у меня же две девочки (улыбается).
— С такой работой у вас достаточно времени на семью?
— Думаю, да. Во всяком случае, ни жена, ни дети не жалуются на то, что им не хватает моего внимания.
— Этот Новый год вы встретили с семьей?
— Нет, на работе. К счастью, он прошел спокойно, как никогда./vecherka.su/