28.12.2012 На создание системы вызова экстренных служб по единому телефону 112 в 2013–2015 годах выделено из федерального бюджета в три раза меньше средств, чем предусмотрено правительственной концепцией
Минфин проинформировал правительство РФ (копия письма есть у «Известий»), что на создание системы вызова экстренных служб по единому телефону 112 в бюджете на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов предусмотрено выделение 4 млрд рублей. Министерство при этом ссылается на решение, принятое на состоявшемся осенью у премьер-министра Дмитрия Медведева. В то же время, в утвержденной правительством в мае концепции создания «Системы 112» и проекте соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП), разработанной в МЧС, объем финансирования на этот же период составляет около 13,4 млрд рублей. При таком недофинансировании достижение к 2015 году целевых ориентиров программы ставится под угрозу.
На сегодня проект по созданию «Системы 112» уже имеет долгую историю. Практическая работа по этой системе началась в 2006 году, когда эти мероприятия и соответствующее финансирование были включены в ФЦП «Электронная Россия», главным заказчиком-распорядителем которой было тогдашнее Мининформсвязи. Основное назначение системы ― обеспечить вызов всех экстренных служб (пожарных, скорой помощи, полиции, аварийной газовой службы, службы «Антитеррор») по общему номеру телефона 112 вместо действующих отдельных номеров для каждой службы. Предполагалось, что к 2010 году система заработает на территории половины субъектов Федерации.
Однако этого не произошло. Затем создание системы вместе с финансированием перекочевало в две новые ФЦП: «Информационное общество» под кураторством Минкомсвязи и «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», которой руководит МЧС. В результате проводимых работ, на сегодня создана лишь опытная зона системы в Курской области, проводятся локальные мероприятия по подготовке к развертыванию системы в отдельных регионах.
Для интенсификации процесса правительство РФ в мае 2012 года утвердило концепции специальной федеральной программы по созданию «Системы 112». Концепцией предусматривалось «сконцентрировать финансовые средства, предусмотренные в других федеральных целевых программах, и более продуманно спланировать их распределение по мероприятиям, разработанным в соответствии с новой ФЦП, что обеспечит оптимальное их расходование». Одновременно предполагалось подготовить предложения по исключению начиная с 2013 из двух действующих программ. Разработка новой ФЦП для «Системы 112» и руководство ее реализацией правительство поручило МЧС.
В утвержденной правительством концепции были обозначены ориентиры по финансированию и этапам создания системы единого вызова. С небольшими изменениями они включены в проект федеральной программы, разработку которой МЧС завершило в августе. Всего на реализацию программы планируется выделить 39,9 млрд рублей, в том числе ― из федерального бюджета 22,2 млрд рублей, из бюджетов субъектов Федерации ― 17,7 млрд рублей. Финансирование должно было начаться в 2013 году.
Целевые ориентиры программы предусматривали, что к 2017 году во всех 83 субъектах Федерации система единого вызова будет развернута в полном объеме с охватом 100% населения. В том числе, к 2015 году должно быть обеспечено достижение почти половины этих показателей: развертывание системы в 39 регионах, охват системой 47,5% населения. Для этого совокупное финансирование из федерального бюджета на 2013–2015 годы предусматривалось в размере 13,4 млрд рублей, еще 8,8 млрд рублей ― на 2014–2015 годы. Такое распределение финансирования означало, что за три года нужно выполнить все проектные работы и основную часть строительно-монтажных работ.
Но ожидаемого финансирования «Система 112» не получила. В федеральный бюджет на 2013–2015 год включено выделение средств на систему в размере лишь 4 млрд рублей. Такое сокращение финансирования ставит под угрозу достижение запланированных на эти годы результатов. Какое-то приближение к ним реально лишь в 2013 году, потому что в этот год программа получит 2 млрд рублей вместо требуемых 2,9 млрд рублей. Такое финансирование даст возможность провести практически все запланированные на год проектные работы и осуществить весь объем строительства. Этого может хватить, чтобы запустить в 2013 году систему единого вызова экстренных служб в предусмотренных планом трех регионах.
А вот ввести в строй «Систему 112» еще в 14 регионах в 2014 году и 22 регионах в 2015 году вряд ли будет возможно. Выделенное федеральное финансирование на эти цели в 2014 году меньше требуемого почти в пять раз, а в 2015 году ― почти в шесть раз. Если не удастся провести через правительство корректировки федерального бюджета на 2014 и 2015 годы, и сохранится нынешняя схема двух источников финансирования и двух центров руководства программой «112», то «поплывут» ее сроки и целевые объемы и на следующие годы, в результате чего программа превратится в «федеральный долгострой», как и некоторые другие ФЦП до нее, включая ту же «Электронную Россию».
В данный момент нет информации о завершении согласования ФЦП создания «Системы 112». В МЧС на вопрос о возможных сроках представления программы в правительство не ответили. В то же время, в мониторинге реализации федеральных целевых программ, который ведет Минэкономразвития, не содержится указаний на какие-либо бюджетные назначения, соответствующие целевым показателям правительственной концепции и проекта ФЦП, подготовленного в МЧС./izvestia.ru/