25.12.2012 На этой неделе прошла презентация уникальной разработки курганских конструкторов – передвижного роботизированного комплекса для тушения пожаров в труднодоступных местах. Созданная в короткие сроки по заказу МЧС РФ установка не имеет аналогов в нашей стране. Наш корреспондент увидел достижение зауральской конструкторской мысли своими глазами.
Как выглядит роботизированный комплекс, мой гуманитарный ум представлял с трудом. Всплывали только кадры из фантастических фильмов. Что-то блестящее, невообразимое по форме. Войдя в цех «Научно-производственного объединения «Курганский завод специальной техники», я не смогла сдержать улыбку умиления: это же гибрид жука-пожарника (цветовое решение) и паровозика из Ромашково (форма)! Однако в разговоре с «отцами» симпатяги я поняла, что он не так уж и прост, как кажется.
По словам главного конструктора Юрия Денисова, новинка предназначена для тушения пожаров в автодорожных, железнодорожных, пешеходных туннелях, на промышленных предприятиях, атомных электростанциях при угрозе радиоактивного облучения, когда обычные методы пожаротушения связаны с угрозой для жизни и здоровья человека. Комплекс весит 2,5 тонны. При помощи радиоканала обеспечивается надёжное управление на расстоянии до 300 метров. Установка имеет высокую проходимость благодаря гусеничному движителю. Распыляя воду, устройство пожаротушения выбрасывает капли водяного тумана с высокой скоростью на расстояние до 60 метров. Эффективность тушения можно повысить, добавив пенообразователь. Установка сертифицирована Академией Государственной противопожарной службы МЧС России и работает в паре с пожарной машиной. Сзади к установке прикрепляют пожарный рукав и отправляют в горячую точку. На мой вопрос, требуются ли определенные знания, чтобы управлять машиной, Юрий Денисов рассмеялся:
– Вы в машинки с пультом управления играли? Это то же самое.
Не без гордости на заводе нам рассказали, что на разработку и изготовление машины ушло 4 месяца. Работали над ней пять конструкторов, в основном, недавние выпускники Курганского госуниверситета.
– Создавая свою машину, мы опирались на мировые достижения в данной отрасли. Подобные машины есть только в Австрии и Китае. В нашей стране аналогов нет, – уточнил Юрий Денисов. – Курировала процесс Академия Государственной противопожарной службы МЧС России. Это они нам предложили использовать огнеупорную краску. Кстати, машина может работать в температурном режиме от –40 до +60оС.
Директор предприятия Виктор Филимонов рассказал, как Кургану удалось заполучить такой заказ:
– Аукцион выиграли. Кроме нас, заявлены были Санкт-Петербург и Москва. Победили мы. Работали напряженно, много сил вложили. Конструкторы дневали и ночевали на заводе. Это дорогостоящая машина. Сейчас у нас заказ на три комплекса: они уйдут в Саров, в Березовский и в Сочи. В следующем году обещают заказ еще на четыре машины. В мае мы поедем на выставку в Москву, где будем соревноваться с австрийцами. В случае победы мы можем надеяться на заказы из Европы./nm45.ru/