11.12.2012 2012 год оказался одним из наиболее катастрофических за всю историю дистанционного мониторинга лесных пожаров в России, сообщает Лесной форум Гринпис России: по данным специалистов Российской Академии наук, общая покрытая лесом площадь, пройденная огнем, превысила 11 миллионов гектаров; площадь поврежденных огнем лесов составила более 10 миллионов гектаров; площадь погибших от огня лесов составила около 2,9 миллиона гектаров, и еще примерно на такой же площади лесные насаждения были повреждены в сильной степени.
Одной из причин этого стала неправильная работа Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности: вопреки требованию постановления Правительства РФ от 17 мая 2011 г. №376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров", ей не было принято своевременное решение о введении чрезвычайной ситуации межрегионального или федерального характера и об установлении соответствующего режима функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Это, в свою очередь, было связано с разногласиями между органами государственной власти по поводу того, в скольких субъектах РФ ситуация с лесными пожарами приобрела характер чрезвычайной.
В частности, 27 июля 2012 года председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на правительственном совещании по ситуации, сложившейся в регионах, подвергшихся воздействию аномально высоких температур, сообщил следующее:
"Уже сейчас в 11 регионах ситуацию с пожарами можно назвать чрезвычайной, есть, к сожалению, пострадавшие и даже погибшие".
Его оценка, пусть и запоздавшая, вполне соответствовала реальному положению дел - действительно, примерно в таком количестве субъектов РФ сложилась ситуация с лесными пожарами, требовавшая, в соответствии с вышеупомянутым постановлением Правительства РФ, введения чрезвычайной ситуации регионального уровня.
В соответствии с этим же постановлением, наличие такой ситуации в одиннадцати субъектах РФ требовало введения ЧС межрегионального или федерального характера (в зависимости от того, как эти субъекты РФ распределялись между федеральными округами - в данном случае должна была вводиться ЧС федерального уровня).
Однако, в недавно опубликованной сводке МЧС "Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 3 квартала 2012 года", размещенной на официальном сайте министерства, сообщается только об одной чрезвычайной ситуации регионального масштаба (ссылка).
В соответствии с вышеупомянутым правительственным постановлением, наличие чрезвычайной ситуации регионального характера (масштаба) только в одном субъекте РФ не является основанием для введения ЧС межрегионального или федерального характера.
И действительно: в сводке МЧС говорится о том, что за первые три квартала 2012 года чрезвычайных ситуаций характера (масштаба) выше регионального в России не было.
Таким образом, продолжает Лесной форум Гринпис России, из-за разногласий между федеральными органами исполнительной власти (Правительством РФ и МЧС РФ) по поводу количества субъектов РФ, в которых ситуация с лесными пожарами могла быть признана чрезвычайной, и из-за недооценки этой ситуации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности не было принято своевременное и адекватное решение об установлении соответствующего режима функционирования РСЧС. Это, очевидно, и стало одной из важнейших причин выхода ситуации с лесными пожарами из-под контроля, причинения колоссального ущерба лесам Сибири и Дальнего Востока, и опасного для жизни и здоровья людей задымления огромных территорий.Лесной форум Гринпис России/WOOD.RU/