27.11.2012 Сегодня в Казани Главный военный эксперт МЧС России генерал-полковник Павел Плат осмотрел диспетчерскую службу "ГЛОНАСС+112", которая расположена в здании ИТ-парка. О работе системы -112 рассказал з аместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов.
Он сообщил, что система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Республике Татарстан функционирует на основе единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" (ЕГИС "ГЛОНАСС+112")с 1 мая 2010 года.
Проект по созданию единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" стартовал весной 2009 года принятием постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2009 года № 255 "О ходе реализации комплексного проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан". В то же время была сформирована рабочая группа на уровне заместителей руководителей министерств, для обеспечения более оперативного решения задач, возникающих при реализации данного проекта (Распоряжение КМ РТ от 12.11.2008№ 1970-р).
В качестве транспортной магистрали передачи данных единая государственная информационная система "ГЛОНАСС+112" (ЕГИС "ГЛОНАСС+112") использует Государственную интегрированную систему телекоммуникации Республики Татарстан (ГИСТ РТ).
ЕГИС "ГЛОНАСС+112" представляет собой единую систему, включающую в себя следующие подсистемы:
единая система цифровой телефонии для приема вызовов по номеру 112;
единая система диспетчеризации карточек происшествий;
единая система мониторинга транспортных средств;
единая система цифрового картографического обеспечения;
единая система видеонаблюдения во всех дежурно-диспетчерских службах и контрольных пунктах милиции;
подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенной для защиты информации и средств ее обработки в системе-112.
На первом этапе проекта по созданию единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" были проведены следующие работы: была выбрана пилотная зона реализации проекта, в выбранной пилотной зоне было проведено оснащение автомобильной техники приборами навигации на основе системы ГЛОНАСС и оснащение стационарных объектов (центральных районных больниц, районных управлений внутренних дел, пожарных частей и исполнительных комитетов) автоматизированными рабочими местами системы. В качестве пилотной зоны была выбран участок федеральной автомобильной трассы "М7-Волга", проходящей по территории Республики Татарстан (431 км).
В реализации данного проекта участвуют три взаимодействующих ведомства: Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Функции оператора единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" были возложены на государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан". На Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан возложено обеспечение организации работы в круглосуточном режиме операторов дежурно-диспетчерской службы на территории Республики Татарстан. Для этого в составе Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС Республики Татарстан был создан диспетчерский отдел (25 человек) дежурно-диспетчерской службы-112 (ДДС-112) согласно совместному приказу ГУ МЧС РФ по РТ и МЧС РТ от 15.04.2010 г. № 239/159. Подготовка специалистов в Республике Татарстан была проведена в учебно-методическом центре УГО и ЧС по Республике Татарстан.
С 1 января 2011 года штатная численность дежурно-диспетчерской службы 112 Республики Татарстан составляет 42 человека (в том числе 30 оперативных дежурных ДДС-112 и 7 сотрудников аналитического отдела).
В Республике Татарстан предполагается разделение Системы-112 на информационную составляющую – центры обработки вызовов (ЦОВ) и управляющую составляющую. Функции ЦОВ возложены на ДДС-112, функции управляющей составляющей – на ЕДДС муниципальных образований.
Функции ЦОВ, как информационной составляющей Системы-112, состоят в приеме, обработке и диспетчеризации сообщений о происшествиях в Системе-112. Операторы ЦОВ (ДДС-112) проводят анализ поступающей от абонентов информации для принятия решения о диспетчеризации данного сообщения в соответствующие службы и заводят карточку происшествия. По результатам данного анализа операторы ДДС-112 передают информацию о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы и ЕДДС данного муниципального образования для организации экстренного реагирования. Службы, задействованные в реагировании на происшествие, принимают данную карточку в работу, о чем свидетельствует соответствующая отметка в карточке происшествия. Реагирование осуществляется в соответствии с существующими ведомственными регламентами и инструкциями.
Функции ЕДДС, как управляющей составляющей в рамках Системы-112, состоят в организации приема и передачи информации о происшествиях и ЧС, обеспечении реагирования на происшествия и ЧС, в сопровождении и контроле завершения реагирования на полученные вызовы и сообщения, фиксации основных результатов, а также в ведении постоянного мониторинга и анализа обстановки, складывающейся на территории муниципального образования.
Функционирование Системы-112 в Республике Татарстан планируется на основе двух центров обработки вызовов (ЦОВ): в г. Казани (основной ЦОВ) и г. Набережные Челны (резервный ЦОВ – РЦОВ). В данные ЦОВ будут поступать звонки по единому номеру "112" (с сотовых и стационарных телефонов) с территории всей Республики Татарстан. Организация 2-х ЦОВ основана на том, чтобы равномерно распределить нагрузку по приему вызовов по единому номеру "112" в республике и повысить надежность функционирования системы. В случае занятости всех операторов в одном из ЦОВ звонок будет переходить к операторам второго ЦОВ.
При этом в системе имеются следующие возможности:
автоматическое определение номера позвонившего;
автоматизированный дозвон до позвонившего в случае внезапного прерывания соединения;
организация аудиоконференции со всеми ведомствами, которые подключены к ЕГИС "ГЛОНАСС+112";
запись телефонного разговора.
Существует возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на русском и татарском языках.
Все взаимодействующие экстренные оперативные службы и ЕДДС муниципальных районов оснащаются автоматизированными рабочими местами (АРМ) ЕГИС "ГЛОНАСС+112".
На сегодняшний день АРМ установлены в 390 из 430 дежурно-диспетчерских служб. 1639 (из 2740) автомобилей экстренных оперативных служб оборудованы приемниками ГЛОНАСС/GPS.
На данный момент прием звонков от абонентов осуществляется в ЦОВ ДДС-112 в г.Казани. Работа ЦОВ ДДС-112 организована в 4 смены (по 7-8 операторов в смену). Ведется прием звонков от абонентов сотовой связи г. Казани и от абонентов сотовой и стационарной связи Зеленодольского и Высокогорского муниципальных районов.
Всего за период функционирования системы приема сообщений по единому номеру "112" в Республике Татарстан с 01.07.2009 по 31.10.2012 года в ЦОВ ДДС-112 было принято и обработано 1183873 звонков от абонентов (из них непрофильные – почти 70%), заведено и направлено в экстренные оперативные службы 243658 карточек происшествий. Согласно анализу, для 20% вызовов, поступивших в адрес экстренных оперативных служб, потребовалось их комплексное взаимодействие.
Сравнительный анализ функционирования ЦОВ ДДС-112 показал, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло увеличение количества вызовов в 1,9 раза: с 239135 – в 2010 году до 464341 в 2011 году, при этом количество обращений в адрес экстренных оперативных служб увеличилось в 2,2 раза: с 32803 до 72327. Количество ложных вызовов увеличилось в 1,6 раза: с 207002 в 2010 году до 341849 в 2011году.
За 10 месяцев 2012 года в центр обработки вызовов ДДС-112 поступило 480397 вызова, из которых 282970 – непрофиль ные вызовы (60,0%). В среднем за сутки на номер "112" поступало 1469 звонков. Оперативными дежурными ДДС-112 сформировано 197427 карточек происшествий, что в среднем за сутки составляет 600 карточек происшествий. Всего за 10 месяцев 2012 года 129280 карточек происшествий направлены в экстренные службы города.За час в среднем поступало 60 вызовов, формировалось 25 карточек происшествия, из которых – 16 направлялось в экстренные службы города.
Сравнительный анализ функционирования ЦОВ ДДС-112 за 10 месяцев 2012 г. с аналогичным периодом 2011 года показал, что общее количество вызовов увеличилось в 1,2 раза: с 384784 до 480397, в то же время количество обращений в адрес экстренных оперативных служб увеличилось в 2 раза: с64002 до 129281. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество сформированных карточек происшествий увеличилось в 1,4 раза, количество карточек происшествий, направленных в экстренные службы увеличилось в 2,2 раза.
На данный момент среднее количество вызовов в сутки составляет около 2000. Из них почти 65% - непрофильные звонки (т.е. те, которые не требуют экстренного реагирования). Вызовы экстренных оперативных служб распределяются следующим образом: 47% - звонки по линии Министерства здравоохранения, 35% - по линии МВД, 15% - по линии МЧС, 3% - по линии службы газа и ЖКХ.
В системе имеется возможность приема sms -сообщений по номеру "112". Всего за время функционирования системы было получено 14135sms-сообщений.
В рамках развития Единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" были проделаны работы по интеграции приложения "Мобильный спасатель". Вследствие чего при отправке сообщения из данного приложения стало возможным получение координат звонящего в системе ЕГИС "ГЛОНАСС+112". Оператор получает карточку, содержащую координаты места нахождения абонента и телефонный номер, по которому он может связаться с отправителем.
Наибольшая пиковая нагрузка на операторов ЦОВ возникает в пятницу, субботу, в праздничные и предпраздничные дни с 19:00 до 1:00 ночи (до 200 звонков в час и более).
Тематика обращений граждан в службу-112 варьируется в зависимости от времени года. В зимний период наибольшая пиковая нагрузка приходилась на дни, когда были сложные погодные условия – снежные заносы. Весной в период поводка также возрастало количество обращений о подтоплении, паводках.
В часы пиковой нагрузки наибольшее количество обращений относится к Министерству здравоохранения (непосредственно сам вызов и повторные обращения, связанные с уточнением времени прибытия машин скорой помощи). Обращения по линии МВД (полиция, ГИБДД) имеют следующую тенденцию: в зимний период в связи с ухудшением погодных условий (снег, гололед, метели) преобладали сообщения о ДТП, с наступлением весенне-летнего сезона возросло количество сообщений, относящихся к компетенции полиции (хулиганство, драки и другие правонарушения). Количество обращений по линии МЧС также зависит от погодных условий и времени года (выезды на ДТП, пожары, подтопление жилых домов, открывание дверей и т.д.).
Многие обращения граждан относятся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства, вопросам сотовых операторов, поступают звонки с просьбой открыть дверь или снять кошку с дерева, узнать номер дежурной больницы и т.д.
Существуют нештатные ситуации, требующие реагирования служб, не задействованных в реализации данного проекта. Эти проблемы решаются в рабочем порядке и в дальнейшем будут закреплены в соответствующих Регламентах взаимодействия.
Для проведения обучения операторского и диспетчерского состава Системы-112 на базе Учебно-методического центра по ГО и ЧС РТ создан учебный класс.
Информирование населения о вводе единого номера "112" на территории Республики Татарстан планируется по завершению внедрения Системы-112 на территории всей Республики Татарстан.
На сегодняшний день работа по дальнейшему развитию Системы-112проводится в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
В республике создано 45 ЕДДС на штатной основе, организовано круглосуточное дежурство. В целях оптимизации расходов принят вариант размещения ЕДДС на базе существующих Дежурно-диспетчерских служб-01 (ДДС-01).
Численность диспетчеров ЕДДС, в зависимости от населения района колеблется от 5 до 15 штатных единиц.
Диспетчер ЕДДС осуществляет координацию проводимых мероприятий (через диспетчеров задействованных служб), имеет возможность привлекать новые силы и средства, контролировать ход реагирования на происшествия и ЧС.
В настоящее время ЦОВ г.Казани переведен в новое оборудованное помещение из расчета 30 операторов в смену. Аналогичная работа проводится по созданию ЦОВ в г.Набережные Челны.
Министерством информатизации и связи Республики Татарстан осуществляется монтаж АРМ в диспетчерских службах муниципальных районов с учетом охвата всей территории республики.
Распоряжением Кабинета Министров РТ от 16 апреля 2012 г. № 582-р создана межведомственная рабочая группа по внедрению единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" на территории Республики Татарстан.
В целом работа по развитию Системы-112 находится на контроле Президента и Правительств Республики Татарстан и будет завершена в установленные сроки согласно Указу Президента России. Ведь создание Системы 112 является обязательным условием обеспечения безопасности предстоящей Универсиады 2013 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Получив информацию о ДТП на телефонный номер "112" диспетчеры единой службы спасения видят на мониторах место происшествия и принимают решение об отправке туда необходимых специалистов и техники. Электронная карта позволяет диспетчерам визуально наблюдать за их прибытием к месту ДТП.
Затем Павлу Плату продемонстрировали как оператор службы регистрируют электронную карточку ЧП, которая в режиме реального времени становится доступна всем службам спасения.
Завтра в рамках рабочего визита Главного военного эксперта МЧС России Павла Плата запланировано посещение ряда объектов на территории Деревни Универсиады, где он ознакомится с работой подразделения студенческой добровольной пожарной команды, а также состоится осмотр пожарных подразделений - ПЧ-10 Федеральной противопожарной службы и добровольной пожарной команды "Бирюли" на территории ЗАО "Бирюлинский зверосовхоз"./vlast16.ru/