23.11.2012 Помните красиво бегущих спасателей Малибу, или того же брутального Джеймса Бонда, или даже сказочных Супермена с Бэтменом, все они спасают мир одной левой. И всё-то у них пафосно получается, и все-то о них знают. А настоящие, реальные, спасатели – незаметные герои, к которым мы обращаемся действительно в тяжелую минуту. Вот не дай бог, если вы заблудились в лесу, или ваше домашнее животное упало в открытый колодец, или очередной рыбак на льдине дрейфует по озеру, забыв, что уже давно май на дворе, то на помощь спешит отряд во главе с Вячеславом Востряковым. Вячеслав – начальник поисково-спасательного отряда в Карельской республиканской поисково-спасательной службе. В случае чрезвычайной ситуации — они первые на месте событий.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности. Чем вы занимаетесь?
– Я работаю в Государственном казенном учреждении РК «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» начальником Петрозаводского поисково-спасательного отряда с ноября 2011 года. До получения этой должности работал спасателем с 1993 года в федеральной службе спасения под руководством МЧС. Потом службу расформировали – из федеральной перевели в республиканскую, на местное финансирование, забрав почти все оборудование, лишив спасателей достойной зарплаты и федеральных льгот. Сразу почувствовалась разница с МЧС в плане обеспечения и финансирования службы. Не изменилась только работа – спасать жизни людей, оказавшихся в любой чрезвычайной ситуации, будь-то: ДТП, авария природного или техногенного характера; на воде и суше, в населенном пункте или лесу. «Для нас – невозможного мало!» А в МЧС Карелии сейчас пожарные и ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) – все аттестованные спасатели, выполняют ту же работу, что и мы.
– А в каких ситуациях вызывают именно вас, а в каких МЧС?
– Наших поисково-спасательных отрядов всего пять по республике – в Петрозаводске, Сортавала, Кондопоге, Медвежьегорске и Кеми. Основная наша работа – это оказание помощи на воде (в каждом отряде есть водолазы и необходимые суда для спасения), поиск потерявшихся в лесу, деблокирование пострадавших из автомобиля при ДТП, вскрытие дверей. В силу того, что нас не так много, как пожарных, особенно в районах, пожарные МЧС взяли на себя не только тушение пожаров, но и оказание помощи пострадавшим при ДТП. Это очень большое подспорье! А ГИМС активно участвует при спасении на воде. При ЛЮБОЙ критической ситуации нужно звонить по телефону 01, в Единую диспетчерскую службу. Диспетчер примет информацию, и уже по характеру ЧС вызов распределяется – либо в МЧС, либо в нашу службу. Прямой телефон оперативного дежурного Карельской республиканской службы спасения – 733516.
– На какой машине вы ездите?
– У нас специализированный аварийно-спасательный автомобиль на базе полноприводной «Газели», с опознавательными знаками оранжево-синими полосами, световой и звуковой сигнализацией.
– Кто работает в вашем отряде?
– На службу в спасатели можно попасть только с 18 лет, после службы в армии, пройдя медицинскую комиссию для работы водолазом, имея водительское удостоверение категории В, находясь в отличной физической форме. Почти все спасатели в отряде имеют высокие спортивные разряды в различных видах спорта. Есть даже мастера спорта. Во время работы спасатели постоянно повышают свою профессиональную, медицинскую и физическую подготовку, получают новые специальности, повышают классность.
– Насколько раздражают спасателей постоянно отвлекающие от дел звонки – типа «у меня кошка залезла на дерево»? Это же постоянно происходит, и вообще-то уже хочется, чтобы следили за своими питомцами люди...
– Мы не выезжаем на звонки по поводу кота на дереве, потому как рано или поздно питомец спускается сам. Вы когда-нибудь скелет кошки на дереве видели?! Опасно, когда люди сами лезут на деревья спасать кошек. Недавно выезжал на такой зов о помощи, пришлось снимать самого хозяина, который полез спасать своего любимца и застрял в ветвях дерева. А из мусоропровода, вентиляций, открытых колодцев достаем и котов, и голубей… И это вроде не раздражает, ведь жалко братьев наших меньших…
– Какое происшествие было самым серьезным в вашей профессиональной практике, когда все службы были на стреме, все работали на одно событие.
– Самый тяжелый, и морально, и физически, был взрыв газа в Архангельске. Целый подъезд полностью обрушился в 9-этажном доме. Погибло 54 человека. Мы вылетели туда всем отрядом на 2 вертолетах и сразу приступили к работе. Работали 4 суток по сменам. Тяжелая работа на техногенной аварии. Стараешься как можно аккуратней поднимать разрушенные конструкции здания с надеждой, что под ними остался хоть кто-то живой. Психологически тяжело доставать тела людей, тем более детские.
– Многие не выдерживают такой напряженной работы?
– Нет. Во-первых, подбор кадров идет жесткий. Берут в основном подготовленных людей. А во-вторых, готовим к подобного рода работам – возим новичков в морфологический корпус, раньше ходили на вскрытия, работали вместе с медиками на скорой помощи.
– Работы много?
– Самый напряженный рабочий сезон – с мая по сентябрь. Начинаются летний отдых на водах, прогулки в лесу и т. д. А ведь все очень просто – надо соблюдать элементарные правила безопасности и не распивать спиртные напитки на воде, как это делают наши земляки. Бывали случаи, человек не доплывал буквально 10 метров до берега и тонул, а был бы в жилете и трезвый – было бы все не так трагично. А помимо сезонных работ, часто вызывают на взлом дверей – например, пожилая женщина живет одна, упала в своей квартире, встать не может, стучит чем попало по стене и полу, зовет на помощь. Услышав, соседи вызывают нас. Приезжаем, вскрываем дверь, оказываем доврачебную помощь, передаем врачам скорой помощи.
– Общались ли Вы лично с Сергеем Кужугетовичем Шойгу, когда он приезжал сюда? Какое он произвел на вас впечатление?
– Когда Шойгу и Нургалиев вместе приезжали в Петрозаводск, мы участвовали в показательных учениях. У нас даже есть общая фотография. Сам лично с ним не разговаривал, конечно. Я думаю, он заслуживает уважения, хотя бы потому что с нуля сделал МЧС России. И сильно болел за спасателей поначалу. Но потом по каким-то причинам расформировал спасательные службы во многих регионах России. Переведя их на местные бюджеты, у которых денег нет даже на зарплату, не говоря о содержании такой нужной, дорогостоящей организации. И мне обидно, что спасатели республиканских, областных, городских служб, рискуя своей жизнью, спасая другие жизни, так же как и спасатели МЧС, не получают достойную зарплату, потеряли все льготы и не вправе выйти раньше на пенсию... Все наши ребята переживают за работу, с полной отдачей работают в любой ситуации, а у республики нет элементарно денег на снаряжение и форму. Ведь может оказаться так, что придется спасать самого спасателя, а не того, к кому он приехал на помощь, потому что он может замерзнуть в такой легкой одежде, которая сейчас закупается.
– Ввиду того, что Вы видели людей в критических ситуациях – что самое ценное для Вас в людях?
– Самое ценное – когда человек думает не о себе, а заботится о других, сначала спасает ближнего. Меня всегда поражают «мужчины», которые думают в первую очередь о себе. Есть масса тому примеров. Оказавшись в одной бедственной ситуации, мужчины находят более выгодное для себя положение. Часто девушки почему-то более выносливые и смелые!
– Тогда такой вопрос – каким должен быть настоящий мужчина? Ведь многие сегодня сидят за компьютерами и не в состоянии порой совершать каких-то настоящих мужских поступков.
– Надежным, честным, сильным, за свои слова отвечать. Искать возможности реализовать себя в жизни. Семью создать, детей воспитать, дом построить. Таким, наверное!/vedkar.ru/