12.11.2012 Рослесхоз начал публиковать на своем официальном сайте результаты плановых проверок исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных им лесных полномочий. Пока опубликованы только два кратких обзора результатов проверок - по Приморскому краю и Республике Татарстан. Как отреагируют региональные власти на эти результаты, и отреагируют ли вообще - пока неизвестно. Ниже приводится информация с сайта Рослесхоза.
Краткая информация о результатах плановых проверок, проводимых Рослесхозом в субъектах Российской Федерации
Приморский край (плановая проверка проводилась с 1 по 26 октября 2012 года, проверяемый период: 2011 год и первое полугодие 2012 года)
Реализация переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений осуществляется Управлением лесного хозяйства Приморского края (далее - Управление).
В ходе проверки установлено следующее:
действующая структура и численность Управления не обеспечивает эффективного исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
имеются расхождения между Лесным планом и лесохозяйственными регламентами лесничеств Приморского края, в части использования лесов и планируемых объемов по охране, защите и воспроизводству лесов;
в Лесном плане Приморского края не учтены материалы государственной инвентаризации лесов и материалы таксации 2001-2010 годов, отсутствуют анализ динамики состояния лесов и необходимые карты-схемы (приложения к Лесному плану);
расчет ежегодных объемов рубок ухода и реконструкции малоценных насаждений в лесохозяйственных регламентах лесничеств выполнен с нарушением нормативов Правил ухода за лесом, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 № 185;
внесение текущих изменений в материалы лесоустройства в лесничествах осуществляется частично, в Управлении отсутствует в полном объеме информация о проведении лесоустроительных работ за счет лиц, использующих леса;
выдача выписок из государственного лесного реестра осуществлялась с нарушениями Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом МПР России от 31.10.2007 № 282 (в 1 квартале 2012 года с нарушением выдано 109 выписок);
общая площадь земель лесного фонда осталась неизменной - 11 955,3 тыс. га, при этом площадь лесных земель увеличилась на 0,1 тыс. га, а покрытые лесной растительностью земли увеличились на 8,1 тыс. га;
информация о количественных и качественных характеристиках лесов на уровне выдела, квартала, хозсекции на 62% площади лесного фонда перестает соответствовать действительности и нуждается в обновлении;
лесоустройство за счет средств федерального и краевого бюджета не проводилось;
учет и контроль за проводимыми лесоустроительными работами со стороны Управления и лесничеств не ведется;
при рассмотрении и согласовании заявок на реализацию инвестиционных проектов Управлением был допущен ряд нарушений, повлекших за собой злоупотребления со стороны лиц, реализующих инвестиционные проекты, в части необоснованного получения лесных участков без проведения аукционов и установления размера арендной платы, кроме того, данное обстоятельство явилось основанием для обращения лиц, реализующих инвестиционные проекты, в судебные инстанции о предоставлении в аренду лесных участков;
лесные участки, предоставленные в аренду для реализации инвестиционных проектов (в том числе и по решению судебных инстанций), в связи с отсутствием свободных ресурсов в эксплуатационных лесах, выделялись в защитных лесах (ценные леса (запретные полосы лесов расположенные вдоль водных объектов, нерестоохранные полосы лесов, орехово-промысловые зоны), и леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны, защитные полосы лесов, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог);
предоставление лесных участков в аренду для заготовки древесины (в том числе и по решению судов) в указанных категориях защитных лесов является прямым нарушением Лесного кодекса Российской Федерации в части целевого назначения и выполнения полезных функций таких лесов;
договоры аренды лесных участков, заключенные в целях реализации инвестиционных проектов, оформлены с нарушением законодательства Российской Федерации.
реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов идет с отставанием от сроков, установленных концепциями развития, за исключением инвестиционного проекта, реализуемого ОАО "Тернейлес";
по инвестиционному проекту ЗАО "Лес Экспорт" заявленные инвестиции освоены полностью, вместе с тем, обязательства по созданию рабочих мест выполнены только на 44% (за 2011 год), календарный план ввода производственных мощностей выполняется с отставанием от графика, имеет место несоответствие номенклатуры выпускаемой продукции (мебельный щит, клееный брус, погонажные изделия) предусмотренной концепцией инвестиционного проекта (производство трехслойного паркета и паркетной доски);
по инвестиционному проекту ОАО "Приморсклеспром" заводы по производству пиломатериалов в п. Светлая и п. Ольга и завод по производству клееного бруса в с. Чугуевка построены, вместе с тем, продукция на них не производится, заявленные инвестиции освоены с превышением, но при этом обязательства по созданию рабочих мест не выполняются, при этом большая часть (85%) заготовленной в 2011 году древесины была направлена на экспорт в необработанном виде, таким образом, ОАО "Приморсклеспром", имея производственные мощности для реализации заявленного инвестиционного проекта, не принимает мер по переработке древесины, при этом сохраняя объем экспорта древесины в необработанном виде, что нарушает концепцию инвестиционного проекта;
организован и ведется контроль за предоставлением лицами, использующими леса, отчетов об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов в установленные сроки (к административной ответственности привлечено 143 лица осуществляющих использование лесов);
допущены случаи приема лесных деклараций, в которых заявленный объем использования по отношению к проекту освоения лесов завышен более чем в 2 раза, и деклараций, заполненных с нарушением Порядка заполнения и подачи лесной декларации", утвержденной приказом Минсельхоза России от 08.12.2012 № 529;
при проверках соответствия поданных лесных деклараций фактической заготовке древесины были отмечены нарушения Правил заготовки древесины, Правил ухода за лесами, Правил санитарной безопасности в лесах в части назначения и проведения выборочных рубок спелых и перестойных насаждений, рубок ухода (проходные рубки) и выборочных санитарных рубок, при проведении таких рубок в первую очередь вырубаются деревья ценных пород (ясень, дуб, ель и другие), при этом деревья, требующие вырубки (сухостойные, поврежденные, отстающие в росте и т.д.) остаются на лесосеке;
отвод и таксация лесосек арендаторами проводятся с нарушениями, сведения, представленные в лесных декларациях в части объемов древесины ценных пород, подлежащих рубке, не соответствуют действительности (в лесной декларации занижен ликвидный запас, отведенный (назначенный) в рубку);
отчетные данные по пройденной огнем покрытой лесом площади за 2011 год меньше данных ИСДМ - Рослесхоз (по ИСДМ - Рослесхоз -19,4 тыс. га, по отчетам Управления - 6,8 тыс.га);
фактическая численность парашютистов-пожарных, десантников-пожарных КГСБУ "Приморская авиабаза" (47 человек) недостаточна для своевременного выполнения работ по ликвидации лесных пожаров в районах авиационной охраны;
действующая в настоящее время в Приморском крае организация охраны лесов от пожаров позволяет на удовлетворительном уровне обеспечить обнаружение и тушение лесных пожаров в условиях низкой горимости лесов;
лесопатологические обследования в отчетном периоде 2011, 2012 годов проводились только при необходимости назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на конкретном участке насаждения, объёмы проводимых лесопатологических обследований не соответствуют общей лесопатологической ситуации в крае;
ежегодная доля лесных культур среди молодняков, переведенных в покрытые лесом земли составляет менее 3%, из молодняков, переведенных в покрытые лесом земли за счет применения мер содействия естественному возобновлению ценными породами возобновилось лишь 7,3%, что указывает на низкую эффективность лесовосстановительных мероприятий и неверный выбор способа лесовосстановления, усугубляемый отсутствием уходов в молодняках;
по состоянию на 01.07.2012 недоимка за использование лесов (задолженность) составляет 18 064,6 тыс. рублей, в том числе прошлых лет 10 515,0тыс. рублей;
установлены систематические нарушения в части организации работ по охране, защите, воспроизводству лесов, размещении заказов и заключении государственных контрактов;
Управлением допущено незаконное и неэффективное использование средств федерального бюджета при организации и обеспечении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда Приморского края;
ежегодно растет количество нарушений лесного законодательства на арендованных лесных участках, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений: 2009 - 264 случая (40% от общего числа случаев незаконной рубки лесных насаждений), 2010 - 307 случаев (48%), 2011 - 352 случая (52%).
в следственные органы в 2010 году было направлено - 652 дела, в 2011 году - 688 дел, уголовные дела были возбуждены по 89% случаев в 2010 году, 79% случаев - 2011 году;
при подготовке и проведении проверок допускались нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
в ходе плановых проверок не проводилась проверка выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных договорами аренды лесных участков и проектами освоения лесов;
сложившаяся практика формирования ежегодных Планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не обеспечивает своевременного контроля за деятельностью лиц, использующих леса;
Управлением организована работа по проверке Предписаний об устранении выявленных нарушений.
Республика Татарстан (плановая проверка проводилась с 8 по 26 октября 2012 года, проверяемый период: второе полугодие 2010 года, 2011 год и первое полугодие 2012 года)
Реализация переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство).
В ходе проверки установлено следующее:
с момента разработки и утверждения (2008 год) в Лесной план и лесохозяйственные регламенты лесничеств Республики Татарстан изменения не вносились;
требования действующего законодательства, а также условий договоров пользования в части государственной регистрации прав не соблюдаются (не осуществлена государственная регистрация 17 прав постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, 117 прав безвозмездного срочного пользования лесными, 58 прав аренды лесных участков предоставленных в течение проверяемого периода);
допускалось предоставление лесных участков в пользование для строительства капитальных объектов на лесных участках, расположенных в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов при наличии запрета на его размещение (выявлен случай предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование для строительства автомобильной дороги, часть которого расположена в лесопарковой зоне);
Министерством при отсутствии полномочий осуществляется предоставление лесных участков в пользование для строительства линейных объектов, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, строительства гидротехнических сооружений, осуществления религиозной деятельности на основании распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан;
не соблюдается установленный порядок организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений;
заключаются договоры аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на основании свидетельств о праве собственности на объект недвижимости;
не соблюдается установленный порядок предоставления лесных участков в аренду без проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (не осуществляется отказ в предоставлении лесных участков в аренду, не соблюдается установленный срок рассмотрения и принятия решений, решения не соответствуют установленным требованиям);
не соблюдается установленный порядок выдачи разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр (выдаются разрешения по заявлениям не соответствующим установленным требованиям);
установлено, что сведения, отраженные в отраслевой статистической форме
14-ОИП "Сведения о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений" являются недостоверными;
отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины, заключаемых с гражданами для собственных нужд;
не соблюдается установленный порядок проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов (имеются случаи выдачи положительного заключения на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований);
имеются случаи незаконного (при отсутствии проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы) использования лесного участка;
региональный пункт диспетчерского управления не соответствует нормативным требованиям. 4 ПХС-III типа не доукомплектованы рабочими лесопожарных бригад, 18 ПХС - II типа технологической оснасткой в соответствии с нормативными требованиями;
санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в недостаточном объеме, в связи, с чем наблюдается накопление площадей насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием, при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий отвод и отбор деревьев в рубку производится за период, превышающий 6 месяцев до начала рубки;
отсутствует Соглашение об обмене информацией по вопросам защиты лесов с филиалом ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Республики Татарстан", имеются значительные расхождения данных форм отчётности Министерства с данными форм отчётности филиала ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Республики Татарстан";
при заготовке семян лесных растений не в полном объеме используется ресурс объектов постоянной лесосеменной базы, страховой фонд семян лесных растений не сформирован, не соблюдаются установленные требования к оформлению проектов лесовосстановления.
имеются случаи занижения минимального размера арендной платы за счет не применения поправочных коэффициентов, а также не отражения недоимки в отчетности, что привело к образованию недополученного дохода в федеральный бюджет в размере 1 439,57 тыс. рублей, из них: за 2010 год - 214,71 тыс. рублей, за 2011 год - 534,9 тыс. рублей, за 1 полугодие 2012 года - 689,96 тыс. рублей. Начислены пени за несвоевременное внесение платежей в размере 26,56 тыс. рублей по договорам аренды лесных участков. Сведения об имеющейся недоимке, отраженные в отраслевой статистической форме 17-ОИП являются недостоверными;
не обеспечена в полном объеме организация рационального и эффективного расходования средств субвенций, выделенных из федерального бюджета для реализации отдельных переданных полномочий в области лесных отношений. Имеются нарушения установленных требований при направлении работников в служебные командировки;
в рамках исполнения государственных контрактов по ОЗВЛ одновременно с продажей лесных насаждений, для заготовки древесины в 2010, 2011 годах установленные объемы работ, связанные с заготовкой лесных насаждений в полном объеме не выполнены, допущены несоответствия с Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления;
в должностных регламентах заместителя министра, начальников отделов и специалистов отделов: государственного лесного реестра, использования лесов и лесоустройства; арендных отношений и государственной экспертизы проектов освоения лесов; воспроизводства лесов и лесоразведения не отражены полномочия по государственному лесному контролю и надзору, государственному пожарному надзору в лесах, а также по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Лесной форум Гринпис России
/WOOD.RU/