02.11.2012 – Михаил Иванович, в основных задачах МЧС России первым пуктом прописано: «Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России». Какова роль и вклад ЦСИ в эту деятельность нашего Министерства?
– Наша главная задача – заглянув в будущее лет на 20–30, с учетом угроз и опасностей, тенденций социально-экономической жизни, государственной политики, предложить варианты развития российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и МЧС России. Поэтому отмечу группу выполненных за последние два года работ по основам политики государства в области гражданской обороны, защищенности критически важных объектов, созданию системы гражданской защиты.
Большой объем аналитических и прогнозных материалов был подготовлен при разработке Плана строительства и развития сил и средств МЧС России до 2015 г. и обосновании направлений стратегического развития МЧС и РСЧС до 2020 г.
Эти работы вызвали серьезную заинтересованность и дискуссию в центральном аппарате. Недостаточным оказалось обосновать подходы к будущему (через 15–20 лет) облику МЧС России, исходя из анализа угроз и тенденций развития страны. Нужны, по мнению заказывающих департаментов, конкретные показатели численности, изменения в структуре и дислокации подразделений, обоснование ряда экономических показателей и т.д. Внесенные в настоящее время предложения по техническому заданию на выполнение последующей НИР, достаточно обширны и глубоки и явно превосходят возможности ЦСИ по проведению исследования только собственными силами и в сжатые сроки. Отрадно то, что департаменты-заказчики активно включились в процесс формирования предложений по конкретизации перспектив Министерства. Центр стратегических исследований считает данную работу приоритетной и полагает необходимым выполнять ее в будущем году.
– Трагические события в Краснодарском крае показали, что сохраняющиеся диспропорции в нормативно-правовых базах защиты населения и территорий и гражданской обороны мешают эффективно совершенствовать практическую деятельность по борьбе с бедствиями. Примерами могут быть организации оповещения и эвакуации.
– Безусловно, развитие этих функций должно осуществляться на основе единой нормативно-правовой базы, т.е. уже в идеологии гражданской защиты. Это будет реализовано в одной из планируемых работ.
Дальнейшие шаги настала пора делать Министерству в предупреждении бедствий и катастроф, в первую очередь – в организации системы мониторинга и прогноза ЧС. Поэтому нам предстоит завершить работу над системным проектом Единой государственной системы мониторинга и прогнозирования, в том числе – с учетом возможностей международной кооперации.
Полагаю, что нужно продолжить изучение опыта наших партнеров из Европы и США по выработке стратегии действий государства по выявлению актуальных угроз и формированию адекватной политики. Прежде всего это касается роли муниципальных органов управления в предупреждении бедствий и катастроф, реагировании на них, подготовке населения к правильным действиям в критических условиях.
– В информационном выпуске ФЕМА «Инициатива стратегического предвидения», с которым вы любезно предоставили мне возможность ознакомиться, очень серьезный акцент делается на привлечение к проблемам управления чрезвычайными ситуациями различного уровня экспертов, узкопрофильных специалистов в области соответствующих академических дисциплин, представителей федеральных ведомств и заинтересованных экономических кругов.
– Да, это современный подход к оценке эффективности деятельности чрезвычайных служб. Так, например, Министерство продолжает реализовывать подобный подход, используя социологические методы, к оценке эффективности ФЦП. В ближайшем будущем мы постараемся построить постоянно действующую экспертную площадку для системных экспертных оценок различных аспектов жизни государства и общества, природы и техносферы, касающихся защиты населения и территорий.
Остановлюсь на ключевых научных задачах, которые планирует решать Центр в 2013 году и ближайшие годы, основываясь на функциях Центра, Плане научно-технической деятельности МЧС России и других руководящих документах МЧС России.
К ним относятся следующие:
• Создание научных и методических основ дальнейшего строительства сил и средств МЧС России на основе оптимизации состава, структуры и возможностей в целях формирования их облика к 2020 году, обеспечивающего эффективное решение основных задач, стоящих перед МЧС России в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом прогноза социально-экономического развития страны.
• Обоснование направлений стратегического развития РСЧС и гражданской обороны путем их дальнейшей интеграции в Российскую систему гражданской защиты на основе системного анализа прогнозируемых угроз, исследования тенденций изменений в военной, политической, экономической и социальной сферах и зарубежного опыта.
• Обоснование новых подходов к подготовке и ведению гражданской обороны, в перспективе гражданской защиты, в современных социально-экономических условиях и с учетом прогноза новых угроз природного, техногенного и военного характера.
• Разработка научно-методических основ совершенствования мобилизационной подготовки в МЧС России, включая вопросы создания специальных формирований гражданской обороны на военное время.
• Разработка системного проекта создания Единой государственной системы мониторинга и прогнозирования угроз природного, техногенного и военного характера, выявления и оценки их последствий.
• Научно-методическое обеспечение реализации проекта «Создание и развитие постоянно действующее экспертной площадки по проблемам стратегического планирования в области снижения рисков и уменьшения масштабов возможных чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации».
• Мониторинг социальной эффективности реализации федеральных целевых программ, заказчиком-координатором которых выступает МЧС России, а в перспективе и
Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» и разработка предложений по их корректировке и дальнейшему развитию.
– Михаил Иванович, с 2012 года Центр при решении некоторых научных задач начал активно применять достаточно сложный научный аппарат, основанный на применении методов социального моделирования и проектирования организационных процессов, реализуемых в интересах МЧС России. Можно ли несколько подробнее о двух крайних задачах из перечисленных выше?
– В текущем году был изучен социальный эффект реализации мероприятий Федеральной программы по обеспечению условий адаптации населения к проживанию и безопасному ведению хозяйства на радиоактивно загрязненных территориях России и разработана Концепция социальной адаптации и защиты населения, сформированная по результатам прогнозирования реакций населения на достижение планируемых целей ФЦП.
Предлагается в 2013 году реализовать на аналогичной научной основе оценку социальной эффективности выполнения ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2017 года».
Основной целью следующего проекта является повышение эффективности стратегического планирования снижения рисков и уменьшения масштабов возможных чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на основе совершенствования механизмов его научного сопровождения. Во всех развитых странах мира политика научно-технического развития базируется на систематически актуализируемом национальном перечне «критических технологий», в разработке которого задействованы ведущие научные организации и эксперты государства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № 578 помимо перечня критических технологий Российской Федерации предусмотрено формирование перечней критических технологий регионального и отраслевого значения. Институализация гражданской защиты дает основания рассматривать эту сферу деятельности как самостоятельную отрасль в сфере обеспечения национальной безопасности, а, следовательно, делает актуальным и данный проект.
Реализация проекта обеспечит привлечение ведущих научных специалистов страны в процесс стратегического планирования в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и разработки эффективной политики научно-технического развития данной отрасли./lawinrussia.ru/