10.10.2011 Пожары в Братске «прогремели» на всю страну. И явно показали, что город без нормальной власти беззащитен перед любыми проблемами
Пожары в Сибири — явление, можно сказать, обычное. Леса здесь горят часто и помногу. Но до крупных городов огонь доходит редко. Поэтому чрезвычайное положение, возникшее в конце сентября в Братске — втором по численности населения муниципалитете Иркутской области, — и вызвало столь громкий резонанс.
Первый пожар в пригородах северной столицы Приангарья возник еще 19 сентября, но уже к 22-му числу огонь подступил непосредственно к городу. Сначала всему 250-тысячному населению казалось, что горит не везде и понемногу. Видимо, поэтому мэрия события и не форсировала. Результат известен: Братск оказался заперт в дымном плену, в отставку был отправлен исполняющий обязанности главы администрации Александр Туйков, а оценка действиям исполнительной власти Братска и Иркутской области была дана на самом высоком уровне.
С опорой на собственные силы
Нельзя сказать, что городская администрация совершенно бездействовала. Особый противопожарный режим был объявлен в Братске еще 23 сентября. На городской комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности тогда выступил директор муниципального учреждения «Братский городской лесхоз» Владимир Михалев, который заявил, что в городских лесах растет число пожаров, а площадь возгорания увеличивается день ото дня. На 23 сентября в Братске действовало уже шесть пожаров: огнем были охвачены 10 га леса в районе улицы Муханова, еще гектар — в районе кладбища Центрального округа. Горело и на Курчатовском заливе, и в районе железнодорожного переезда на разъезде Чекановском. Тогда же на комиссии было установлено, что на десяти гектарах с огнем борются всего 8 человек. Больше у лесхоза людей не было, ему срочно требовалось подкрепление.
Казалось бы, жалобу лесников услышали: решено было выделить и людей, и дополнительное финансирование из бюджета. Надеялись справиться своими силами и отказывались от помощи из областного центра. «С 23 сентября мы обращали внимание администрации Братска на необходимость принятия более жестких и кардинальных мер по тушению пожаров в лесопарковой зоне, — говорит министр лесного комплекса правительства Иркутской области Николай Пенюшкин. — Мы спрашивали, какая необходима помощь, какие провести мероприятия с нашей стороны. К сожалению, руководство города заявило, что помощи не требуется».
Даже тогда, когда земля в буквальном смысле горела под ногами, между исполнителями продолжались трения. Муниципальные пожарные отказывались выезжать тушить пламя на территории лесхоза, тот не спешил посылать людей в муниципальную лесополосу. Вот здесь бы, казалось, и воспользоваться властью. Но — некому. К концу сентября стало понятно, что решение опереться на собственные силы оказалось ошибочным. К 28 сентября площадь очагов пожаров на территории Братского района удвоилась и достигла 20 га. К этому времени с огнем боролись 35 единиц техники и более 120 пожарных. Причем последние говорили, что открытого горения не наблюдалось, в основном тлела сухая лесная подстилка. К этому дыму добавились продукты горения бытовых отходов на полигонах. Теплая сухая погода со слабым ветром привела к тому, что дым мглой повис между многоэтажными домами. Город оказался под властью смога.
Марлевые повязки горожан не спасали, особенно детей и стариков. Увеличилось количество обращений в лечебные учреждения. По данным Иркутского УГМС, предельно допустимые концентрации были превышены по сероуглероду в 4,1 раза, оксиду углерода — в 3,2 раза, взвешенным веществам — в 2,8 раза. Бредя в дыму на работу, братчане задавались двумя вопросами: кто виноват в том, что происходит, и почему бездействует власть?
На выручку пришли откуда не ждали: городские власти «сдал» глава МЧС России Сергей Шойгу, который на докладе президенту России рассказал об аномальном явлении в Братске. По его словам, потушить пожар можно было садовыми лейками, но местные чиновники «устроили спектакль на всю страну и «прославили» Братск». Дмитрий Медведев удивился, «что ни местное начальство, ни региональное начальство не предпринимают нормальных усилий». «Это повод для организационных выводов», — добавил глава государства. После этого над городом повисли вертолеты МЧС, а количество личного состава, задействовано в ликвидации пожара, стало постоянно увеличиваться, пока не достигло 1,5 тыс. человек. Для которых, кстати, сразу же нашлись и лопаты, и ранцевые огнетушители. В добровольно-принудительном порядке на борьбу с тлением были направлены и горожане. Город и район накрыли сетью патрулей, блокировавших доступ к лесным массивам.
Контролировать работу по ликвидации пожаров в Братск прилетел лично губернатор Дмитрий Мезенцев. Он тоже не скупился на «комплименты»: «Надлежащим образом работа не организована. Ни о каком качестве управления городской власти говорить нельзя. Ситуация, складывающаяся в Братске, недопустима. До сих пор ничего не сделано для того, чтобы избавить горожан от дыма», — рубил с плеча глава региона. После чего предложил сити-менеджеру Александру Туйкову незамедлительно подать в отставку. Туйков возражать не стал и выполнил его рекомендацию.
Зачем ждали?
Стремление мэрии Братска справиться с пожарами собственными силами на самом деле неслучайно. В феврале экс-мэра города Александра Серова, который был избран на этот пост лишь в мае 2010 года при поддержке КПРФ, задержали по обвинению во взятке. Под следствием Серов находится уже семь месяцев, его сторонники утверждают, что дело сфабриковано политическими оппонентами, а сам экс-мэр ни много ни мало — «узник совести». Социологические опросы свидетельствуют, что эта версия имеет своих сторонников: в Братске сильны симпатии к коммунистам, и декабрьские парламентские выборы там будут очень непростыми для «Единой России».
Чтобы уйти от сложной коллизии с выборами нового мэра, в апреле Гордума внесла изменения в Устав муниципалитета. Полномочия мэра и главы администрации были разделены, изменилась и процедура наделения их полномочиями. Мэр теперь избирается из числа депутатов, а сити-менеджер приглашается на контракт решением комиссии, сформированной из местных депутатов, а также представителей губернатора и Законодательного собрания области. Разобраться с должностью мэра оказалось довольно просто — им стал депутат Думы Константин Климов. А вот созвать комиссию по назначению сити-менеджера оказалось непросто. Для начала нужно было внести изменения в реестр должностей государственной службы, потом определить состав комиссии… Вопрос был включен в повестку октябрьской сессии областного парламента, да вот только события ждать не стали. Пока тянулась бюрократическая волокита, обязанности главы администрации исполнял Александр Туйков. Депутат городской Думы, генеральный директор издательского дома «Братск» Туйков был компромиссной фигурой. Приказ о его назначении на должность вице-мэра Александр Серов подписал, уже находясь в СИЗО.
В условиях открытого политического противостояния между сторонниками Серова и думским большинством, принадлежавшим «Единой России», при новом Уставе, разделившем полномочия внутри городской власти, да еще накануне выборов в Госдуму никто не был заинтересован в том, чтобы привлекать внимание к мелким, как казалось вначале, городским проблемам. Огонь обнажил внутренние противоречия и показал, что город без нормальной власти — словно хромой без тросточки.
Кто сжег город?
Слухи о причинах происходящего ходили самые разные. Говорили, что лес поджигают нарочно. Нашлись свидетели, которые видели таинственные автомобили и людей, разбрасывающих по обочинам дорог горящие предметы. Версия о том, что кто-то положил глаз на лесной участок в районе улицы Муханова (перспективная территория под застройку, расположенная недалеко от центра города вблизи всех коммуникаций), и сейчас выглядит довольно жизнеспособной. Кто-то увидел в пожарах козни политиков, добивающихся дискредитации действующей власти. В интервью газете «Коммерсантъ» руководитель местного отделения «Единой России» Андрей Чернышев заявил, что лес поджигают «люди, которые хотят и дальше дестабилизировать ситуацию в городе». «Не думаю, что лес изначально поджигался из политических побуждений, но после первой отставки у экстремистов появилось желание добиться дальнейших увольнений», — отмечал единоросс.
Полиция ищет виновных, количество задержанных непрерывно увеличивается. Как сообщил начальник Братского РОВД Олег Жаров, по подозрению в умышленных поджогах начиная с 30 сентября возбуждено уже 20 уголовных дел, установлено четверо подозреваемых, задержаны и устанавливается причастность в отношении 62 человек. Тем не менее свидетельств какого-то замысла, который бы объединил все пожары, пока не найдено. Да, в некоторых местах обнаружены несомненные следы преднамеренного поджога. Но среди поджигателей — и похитители кабеля, которые на костре освобождали желанный цветной металл от изоляции; и злоумышленники, которым понадобилось «освещение», чтобы в ночной час таскать ворованные шпалы. И традиционные для этих мест «черные» лесорубы, заметающие огнем следы преступлений…
Главная виновница — аномально теплая осень, высушившая лесную подстилку из опавшей листвы до пороховой сухости. Общими усилиями — добровольно и принудительно отправленных в лес горожан, прикомандированных со всей страны бойцов МЧС, курсантов и студентов — уже удалось заставить огонь отступить. 3 октября на заседании оперативного штаба было констатировано: открытые возгорания ликвидированы, борьба продолжается с тлением и задымлением. К сожалению, дымовую завесу пока прогнать не удалось: оставив Братск, огонь ушел в соседний Братский район области. По оперативной информации, сейчас там три крупных пожара: два действующих общей площадью 720 га и один локализованный на площади 40 га. МЧС не опускает руки, в небе над Братском работает почти вся противопожарная авиация страны. 5 октября в городе вновь открылись школы, а главное — появилось чистое небо. Метеорологи надеются, что вторая неделя октября в Братске и Братском районе будет дождливой. И природа сама доделает то, что не смогли сделать люди.
P.S. Как заявил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, при правительстве региона будет сформирована комиссия, которая займется проверкой деятельности администраций Братска и Братского района. Также будет проведена комплексная поверка в агентстве лесного хозяйства Приангарья. В структуре же мэрии Братска уже создан департамент по обеспечению безопасности населения, во главе которого встал Алексей Казанцев, до этого работавший председателем комитета по управлению Падунским округом города. Новое ведомство будет заниматься предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций в Братске, обеспечивать первичные меры пожарной безопасности, создавать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 7 октября режим чрезвычайной ситуации в Братске был снят./expert.ru/