30.09.2011 Казахстанские власти имеют право забирать в государственную собственность недвижимость, находящуюся в упадочном состоянии вследствие утери связи с собственниками. Жилье ремонтируется и передается в общественное пользование. Об этом и многом другом порталу BNews.kz рассказал министр по чрезвычайным ситуациям РК Владимир Божко.
Проблема брошенных зданий существует в Казахстане давно. С такими объектами постоянно работают местные органы власти и управления. Здесь возникает две проблемы: мало выявить и взять на учет такое здание и сооружение, надо еще и решить достаточно непростую проблему с собственниками жилья. Как показала практика, как только акимат проявляет желание принять на баланс и профинансировать восстановление заброшенных жилых зданий, проводит подготовку здания, бывшие собственники начинают претендовать на него.
Недавно был принят закон, позволяющий государству в случае утраты собственником связи со своей собственностью, а именно из-за неуплаты налогов, нежелания поддерживать коммуникации, изымать собственность через суд. Совсем недавно в Рудном выделено 0,5 млрд тенге на восстановление дома. Такие процессы идут в Талдыкоргане и Кокшетау. В то же время фабрики и сооружения находятся в компетенции Комитета по государственному имуществу (КГИ).
Принятая в текущем году Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года предполагает более чем триллионное финансирование, что позволит провести ремонт большинства зданий, находящихся в заброшенном и аварийном состоянии. Важным фактором в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является понимание людьми своей роли в данных процессах. В Алмате существуют республиканские курсы повышения квалификации руководящих составов областей и государственных учреждений. Ежегодно выпускаются соответствующие разнарядки, обучается до 2-3 тыс работников государственных органов.
Конечно, не все действия органов ЧС эффективны. Любая катастрофа является отдельным случаем со своими особенностями. Однако меры, которые принимались при ликвидации чрезвычайных ситуаций в Алматинской, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях, дают основание полагать, что органы власти и управления научились реагировать достаточно быстро. Каждая ситуация анализируется, вырабатываются конкретные рекомендации. В сентябре в Шымкенте прошли учения, связанные с ликвидацией последствий землетрясения, где были учтены первомайские сложности в Алматы, а также опыт, полученный в Текели и ЗКО.
МЧС прорабатывает вопрос повышения эффективности оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций. Нередко непроверенная информация приводит к возникновению слухов и паники, чего допускать совершенно нельзя. Информация, распространенная 1 мая 2011 года Геологической службой США, не совпадала с данными МЧС и негативно воздействовала на информационное поле страны. МЧС и Министерство связи и информации разработали план, предусматривающий своевременное доведение до населения информации. Утверждены соответствующие нормы для сотовой связи. В данной системе сирены – лишь побудительный мотив, который должен заставить граждан обратиться к радио, телевидению и сотовой связи. Что касается локальных систем и систем в жилых помещениях, зданиях, то это должно осуществляться местными органами и владельцами объектов.
Стоит отметить, вопрос развития системы сейсмонаблюдений является весьма актуальным. Сейчас институт сейсмологии и его структуры, находящиеся в подведомственном ведении Министерства образования и науки, на следующий год выделяет очень большие деньги на дополнительное развертывание системы сейсмонаблюдения. Элементы системы будут развернуты и в Восточно-Казахстанской области. Планируется открыть дополнительные 4 цифровые сейсмостанции в Зыряновском, Курчумском, Губоковском районах и 10 пунктов сильных движений в городе Усть-Каменогорске. Есть понимание, что казахстанская территория недостаточно покрыта сейсмостанциями, и МОН принимает меры для расширения этой системы. Начаты научные исследования в Восточном Казахстане по составлению карты сейсмического реагирования, которая позволит более предметно осуществлять строительство зданий и сооружений, проводить мероприятия по сейсмоусилению.
При этом информация в обратном направлении – от населения к органам ЧС - действует не всегда надежно. Расходы на вызов службы ЧС составляют 150-250 тыс тенге, в прошлом году таких вызовов было 112, из них 46 ложных. Дежурные службы совершенствуют технику отслеживания звонка и ужесточают наказание за ложные вызовы.
С начала 2011 года аварийно-спасательными службами министерства совершено 38,2 тыс выездов на аварийно-спасательные работы. Практически работа ведется в постоянном круглосуточном режиме готовности и по первому звонку производится выезд к гражданам на помощь. По статистике спасено более 5 тыс человек, эвакуировано из зон чрезвычайных ситуаций 6,2 тыс человек, первая медицинская помощь оказана 1,4 тыс человек. Все бюджетное финансирование, которое идет в министерство, за исключением Комитета государственного материального резерва, направлено на обеспечение деятельности службы пожаротушения, спасательных отрядов, подразделения промышленной безопасности. В проекте бюджета на 2012 год финансирование МЧС увеличено на 30% с 56 млрд тенге до 70 млрд тенге. Это позволит повысить и техническую оснащенность, и оперативность реагирования.
МЧС внимательно изучает обращения предпринимательского сообщества. В них зачастую требуется смягчение норм безопасности, излишняя жесткость которых якобы вредит бизнес-климату в стране. Руководство ведомства готово идти на конструктивный диалог, однако отказывается потакать желанию полностью уйти от мероприятий по обеспечению безопасности граждан и не утруждать себя обязательствами перед окружением, людьми, своими наемными работниками.
Органы ЧС способствуют внедрению наиболее прогрессивных и необходимых технологий. В прошлом году приобрели новую систему дымоудаления, которая позволит более предметно работать в больших высотных зданиях, обеспечит более комфортные условия по выводу граждан. Активизировался институт пожарной безопасности и гражданской обороны, который отрабатывает новые методики тушения крупных нефтяных пожаров. В Алматы уже действует система, при которой пожарные сигнализации напрямую выведены к дежурным службам. Институт экономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли, Генеральная прокуратура и еще 18 государственных органов не находят в действиях МЧС каких-либо посягательств на интересы бизнес-сообщества. Источник: Финансовый портал bnews.kz /zakon.kz/