23.09.2011 Николай Ковалев, начальник ФГУ "Авиалесоохрана"
Состояние авиационной охраны лесов не отвечает современным требованиям
На прошлой неделе в рамках выставки «Пожарная безопасность», развернутой в «Крокус-Экспо», прошел семинар «Современные технологии мониторинга и тушения лесных и торфяных пожаров». На семинаре с докладом выступил Николай Ковалев, руководитель ФГУ «Авиалесоохрана». По его мнению, для успешной борьбы с лесными пожарами в России необходимо возрождать единую государственную систему авиационной охраны лесов.
- Ежегодно до 95 процентов лесных площадей, пройденных огнем, приходится на долю крупных лесных пожаров. Большинство из них действует в многолесных районах страны с низкой плотностью населения и редкой дорожно-транспортной сетью, где возможности мобилизации ресурсов и доставки их к местам пожаров весьма ограничены. Ярким примером этого года можно назвать Республику Саха (Якутия), Амурскую, Иркутскую и Архангельскую области, Республику Коми, где крупные лесные пожары заметно испортили статистику. Результаты борьбы с огнем в этих районах зависят, главным образом, от двух факторов: оперативности обнаружения и своевременности их подавления. Решающую роль здесь играет лесная авиация.
За последние 11 лет численность работников авиационной охраны и количество используемых воздушных судов сократилось более чем в 2 раза, а количество часов авиационного патрулирования лесов снизилось почти в четыре раза. В последние три года показатели стабилизировались и даже несколько улучшились, но по сравнению с началом 90-х годов они находятся на низком уровне. Снизилась оперативность ликвидации загораний, в день обнаружения ликвидируется не более 36 процентов пожаров. Почти в два раза сократилось число пожаров, обнаруженных авиацией. Более чем в два раза уменьшилась доля пожаров, потушенных с применением авиационных сил и средств. В 90-х годах свыше 50 процентов пожаров тушились с воздуха, сейчас этот показатель упал до 20 процентов.
Немаловажной проблемой является и отток квалифицированных кадров, особенно летчиков-наблюдателей и инструкторского состава, из-за низкой заработной платы.
На данный момент в 34 субъектах Российской Федерации созданы специализированные подразделения по авиационной охране лесов с общей численностью более 2,5 тысячи работников авиационно-пожарной службы. В связи с чрезвычайной горимостью европейской части России, многими субъектами были сделаны соответствующие выводы. Численность личного состава, в целом, была увеличена на 19 процентов. Были проведены закупки средств доставки (парашюты и спусковые устройства) и средств пожаротушения. Но по-прежнему наблюдается низкая обеспеченность команд современными технологичными средствами пожаротушения. Экономия на налете часов часто приводит к тому, что лесным пожарным порой становится очень сложно справиться с огнем.
В последние два года возобновилось межрегиональное маневрирование, но из-за сложного механизма финансирования (Рослесхоз – субъект РФ – кредиторы) выплаты задерживаются на месяцы. В результате возникают сложности с повторным привлечением людских ресурсов и наймом воздушных судов. Из-за задержек расчетов с авиакомпаниями при повторном обращении к ним с просьбой предоставить воздушное судно для доставки ресурсов пожаротушения неоднократно следовал отказ. Единственная авиакомпания, согласная оказывать авиауслуги в долг, – авиация МЧС России. Однако сохраняющаяся перед ней задолженность за оказанные авиауслуги в 2010 году при доставке команд авиапожарных команд в Свердловскую и Нижегородскую области и в 2011 году – в Республику Саха (Якутия) сделала невозможной заправку и обслуживание самолетов МЧС в аэропортах промежуточной посадки.
Результатом ослабления авиационной охраны лесов стало не только увеличение наносимого огнем ущерба, но и увеличение затрат на тушение пожаров, распространившихся на значительные площади. Состояние авиационной охраны лесов не отвечает современным требованиям в связи с недостаточной численностью работников, слабой их вооруженностью техническими средствами, низкой кратностью авиапатрулирования.
Как выйти из сложившейся ситуации? Прежде всего, необходимо развивать легкомоторную авиацию. Для авиапатрулирования могут применяться самолеты на 2-6 мест, вертолеты грузоподъемностью до 1 тонны. Необходимо постановлением Правительства РФ внести как государственную задачу ДОСААФ выполнение лесоавиационных работ. А при передаче воздушных судов включить в обязательства ДОСААФ обязательное выделение данных судов для лесоавиационных работ в пожароопасный период.
Авиацию, предназначенную для авиапатрулирования и доставки команд тушения к местам лесных пожаров, следует развивать на базе коммерческих авиакомпаний. Для повышения заинтересованности авиакомпаний в развитии и обновлении парка воздушных судов считаем целесообразным заключать с авиакомпаниями договора на выполнение лесоавиационных работ на долгосрочный период – 3-5 лет. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, регламентирующее проведение конкурсных процедур.
Для поддержания летной годности воздушных судов необходимо решить вопрос учета и оплаты затрат на содержание воздушных судов, находящихся в дежурном режиме.
Необходимо восстановить федеральный отряд лесной авиации на современном технологическом уровне (до 2009 года у ФГУ «Авиалесоохрана» имелся сертификат эксплуатанта): приобрести транспортные самолеты с грузоподъемностью более 50 мест (возможно, и не новые), самолеты-танкеры (включая самолеты-амфибии), вертолеты с грузоподъемностью 5 и более тонн.
Для обеспечения тушения лесных пожаров с воздуха в субъектах Российской Федерации в районах авиационной охраны необходимо дополнительно создать сеть авиатанкерных баз для заправки специализированных самолетов-танкеров водного и наземного базирования ретардантами и сеть промежуточных мобильных заправочных станций для вертолетов, предназначенных для авиационного тушения.
Также требуется увеличение кратности авиапатрулирования до нормативной за счет увеличения налета до 83 тыс. часов в год. Это потребует ежегодного финансирования в размере 4,1 млрд рублей, или дополнительно к уровню 2011 года – 3,1 млрд рублей. В настоящее время фактическая кратность авиапатрулирования в ряде субъектов Российской Федерации находится на уровне от 0,1 до 1,1 (то есть в 10 раз ниже нормативной). Уже при кратности патрулирования ниже 0,4 доля обнаружения пожаров авиацией составляет менее 25 процентов, что приводит к роспуску лесных пожаров и росту доли крупных.
Требуется увеличить ежегодный объем финансирования субъектами РФ на 2,0 млрд рублей, а также довести численность специалистов авиапожарной службы до 8,2 тыс. человек, т.е. до уровня 80-х годов прошлого века.
Опыт последних 2 лет свидетельствует, что при одновременной чрезвычайной горимости четырех и более субъектов РФ имеющихся ресурсов пожаротушения в других субъектах недостаточно. Для решения проблемы требуется создать федеральный резерв авиапожарных сил в количестве не менее 600 человек и средств пожаротушения для их обеспечения, а также 7 федеральных пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (ФПСПИ), которые могли бы оснащать до 1000 человек каждый.
Опыт тушения пожаров в Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе показал, что субъект не может оперативно пополнить свои ресурсы, так как необходимо проведение конкурсных процедур или привлечение в чрезвычайном порядке значительных объемов финансирования, что не всегда возможно. Целесообразно создать при специализированных учреждениях авиационной охраны лесов в каждом федеральном округе (за исключением Южного, Приволжского и Северо-Кавказского) по одной команде в количестве 100 авиапожарных специалистов (в Центральном ФО – 200 человек) и по одному ФПСПИ при Центральном, Северо-Западном и Уральском округах и по два – в Сибирском и Дальневосточном округах. Необходимое финансирование на ежегодное содержание команд составит около 302 млн рублей, дополнительно потребуется на оснащение команд парашютно-десантным имуществом около 170 млн рублей. Создание федеральных пунктов сосредоточения ресурсов пожаротушения также потребует еще 80 млн рублей.
Для совершенствования уровня авиационной охраны лесов потребуется техническое переоснащение авиапожарной службы. Необходимы легкие мобильные средства передвижения по кромке пожара, дистанционного наблюдения за его развитием для руководителей тушения пожара (РТП), компактные механизированные средства тушения, современные средства связи, автоматизированные системы управления. Так как в настоящее время средства пожаротушения и доставки рассчитаны в основном на преобладание ручного труда, с минимумом механизации. Ориентировочные затраты, с учетом имеющегося запаса, дополнительно составят порядка 3,3 млрд рублей.
Требует усовершенствования и система подготовки кадров в области авиационной охраны лесов от пожаров. Для этого требуется повысить уровень развития авиационного учебного центра при ФГУ «Авиалесоохрана» как головного учебного заведения и увеличить его учебные площадей для подготовки более 1000 специалистов в год инструкторского состава и летчиков-наблюдателей, создание учебного полигона для подготовки специалистов по авиационной охране лесов. Важным фактором является и целевое финансирование из федерального бюджета подготовки высококвалифицированных специалистов инструкторского состава и летчиков-наблюдателей. На первоначальном этапе это потребует 300 млн рублей ежегодно в течение 2 лет, с последующим существенным уменьшением затрат.
Для совершенствования законодательства в области авиационной охраны лесов нужно восстановить статус летчика-наблюдателя как члена летного экипажа, внеся соответствующие изменения в федеральные авиационные правила и другие нормативные документы Минтранса России; отнести авиационные лесопожарные службы субъектов Российской Федерации к региональным подсистемам РСЧС в области тушения лесных пожаров; разработать пакет социальной защищенности специалистов авиационной охраны лесов.
В рамках развития авиационных технологий требуется восстановить и внедрить в обязательную практику при тушении лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов технологический прием проведения «первой атаки», когда при обнаружении пожара в обязательном порядке производится воздействие на него самолетами-танкерами или вертолетами с водосливными устройствами с целью замедления его распространения (или нераспространения) до прибытия авиапожарных команд.
Наконец, целесообразно рассмотреть вопрос восстановления единой системы авиационной охраны лесов России и до 2015 года провести подготовительные мероприятия с внесением необходимых изменений в законодательство с целью осуществления перевода авиационной охраны лесов на федеральный уровень. Подобные предложения неоднократно поступали от многолесных субъектов РФ (Республика Саха (Якутия), Амурская область, научной общественности и др. Это позволит более оперативно проводить маневрирование всеми имеющимися ресурсами и упростить многие процедуры согласования, затрудняющие его проведение, а также оптимизировать общие расходы на авиационную охрану за счет оперативного перераспределения финансовых ресурсов./lesvesti.ru/