16.09.2011 В России ужесточают требования к оценкам масштаба лесных пожаров. До сих пор с этой горячей статистикой царила полная межведомственная неразбериха: данные МЧС, Рослесхоза и его региональных подразделений разнятся в сотни раз. Например, в мае этого года в Якутии, по данным Рослесхоза, пожары бушевали на площади более чем 400 тыс. га, а местные лесники занизили площадь пожаров в 144 раза.
Чтобы подобные ситуации не повторялись, правительство разработало «Правила контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах». Чиновники надеются таким образом составить реальную картину бедствия, чтобы организовать более эффективную борьбу с пожарами.
Теперь представители лесных хозяйств обязаны ежемесячно предоставлять в Рослесхоз информацию о готовности к встрече с огнем. Во время самого горячего сезона они должны ежедневно сообщать о точной площади возгорания, погодных условиях и количестве техники, задействованной в тушении. Передавать данные будет ведомственная диспетчерская служба. Кроме того, все сведения из регионов Рослесхоз теперь будет сверять с данными космического мониторинга — получать картину пожаров со спутника.
— Если данные не будут сходиться или задержатся в течение трех дней, на места будет выезжать специальная комиссия и наказывать виновных, — объясняет официальный представитель Рослесхоза Владимир Дмитриев.
До настоящего времени Рослесхоз имел лишь приблизительное представление о масштабах лесных пожаров, объясняя это лукавством региональных подразделений. Экологи утверждают, что в этом году во Владимирской и Тверской областях едва не повторилась чрезвычайная ситуация прошлого года, когда там сгорели несколько поселков.
— Как выяснилось, с учетом статистики местные власти фактически не подготовились к пожарному сезону, — заявил руководитель противопожарного проекта «Гринпис» Григорий Куксин.
Однако экологи уверены, что чиновники на местах все равно будут скрывать реальные данные, потому что ни денег, ни средств на борьбу с огнем у них нет.
— После пожаров 2010 года в стране восстановили государственную лесную охрану, но только на бумаге, — объясняет руководитель противопожарного проекта «Гринпис» Григорий Куксин. — На самом деле на лесничих повесили множество дополнительных функций, не увеличив их штатную численность и не оснастив техникой.
Есть и еще одна проблема. Данные о лесных пожарах МЧС и Рослесхоза расходятся в разы. Например, 6 сентября 2011-го ФГУ «Авиалесоохрана», входящее в систему Рослесхоза, сообщило, что прирост площади пожаров за сутки составил 6,8 тыс. га, а МЧС насчитало всего лишь 20,74 га. Чиновники утверждают, во всем виновата разная методика подсчета пожаров.
— Спасатели считают очаги с открытым огнем, а мы общую площадь лесов, пройденную пожаром, — объясняет руководитель «Авиалесоохраны» Николай Ковалев. — Теперь мы разрабатываем новую градацию учета лесных пожаров и с октября будем вести учет по открытому огню.
По его мнению, некоторая погрешность в данных останется.
— Есть еще градации и по типу земель: есть природные заповедники, есть леса, которые лежат возле населенных пунктов и относятся к населенным пунктам, есть земли сельхозназначения, — добавляет Ковалев.
По мнению координатора по лесной политике Фонда дикой природы Николая Шматкова, именно все эти размытые градации и деления земель ведут к бардаку.
— Подсчитать, что и где горит, все равно невозможно, — считает эколог.
По данным экологов, площадь горящих лесов в России в 2011 году составила более 6 млн га. По данным Россельхоза, за год в стране произошло 19,1 тыс. лесных пожаров. Огонь сжег около 1,3 млн га./izvestia.ru/