05.09.2011 В ближайшие годы эффективность работы МЧС в части борьбы с пожарами, особенно на природных территориях и в сельских населенных пунктах, скорее всего, будет снижаться даже по сравнению с нынешним уровнем. Одной из причин этого с большой вероятностью станет попытка введения так называемой "системы 112" - системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации. Как заявил 1 сентября 2011 года министр С.К.Шойгу, в перспективе, когда "система - 112" заработает по всей стране, МЧС потребуется 27 тысяч квалифицированных специалистов - диспетчеров. Заработать эта система по всей стране, по предположению министра, должна примерно через четыре года.
Оценка насчет потребности "Системы - 112" в людях не выглядит завышенной. По оценке разработчиков "Системы - 112" (ФГУП Научно-исследовательский институт "Восход"), в эту систему должно входить около 16 тысяч разных объектов, главным образом - единых дежурно-диспетчерских служб муниципального уровня. С учетом того, что работать диспетчеры должны будут посменно, их общая численность, действительно, должна будет составлять несколько десятков тысяч (при четырехсменной круглосуточной работе - даже не 27, а более 60 тысяч).
Представляется невероятным, что в условиях стремительно нищающего государства и уже чрезвычайно раздутых штатов МЧС "Система - 112" получит необходимое количество совершенно новых ставок за счет дополнительных бюджетных источников. Скорее всего, штаты этой системы будут формироваться главным образом за счет ставок федеральной противопожарной службы. Это приведет к тому, что еще большее количество людей, формально занимающих различные должности в пожарной охране, фактически будут превращаться в диспетчеров-бюрократов. 27 тысяч человек - это около 12% от предельной численности федеральной противопожарной службы МЧС, которая с 1 января 2013 года должна будет составлять 221364 единиц. Если же численность персонала, обслуживающего "Систему - 112", будет составлять более шестидесяти тысяч человек (что более реально для почти шестнадцати тысяч объектов с круглосуточным дежурством), то она составит уже больше четверти предельной численности федеральной противопожарной службы.
Разумеется, реальные масштабы дальнейшего превращения пожарных в диспетчеров-бюрократов будут не такими катастрофическими, поскольку многочисленные ЕДДС и "системы 112" на уровне отдельных регионов уже созданы. Именно это и является одной из главных причин того, что при росте численности федеральной противопожарной службы пожарным на местах критически не хватает людей. Но очевидно, что численность диспетчеров-бюрократов будет расти (возможно, говоря о 27 тысячах специалистов, министр Шойгу как раз имеет в виду именно новых людей, которые потребуются для этой системы). Это означает, что способность федеральной противопожарной службы МЧС тушить пожары будет и дальше падать, особенно в сельских населенных пунктах, где численность пожарной охраны невелика, и ее уменьшение создает большие проблемы.
К сожалению, и увеличение количества диспетчеров вряд ли приведет к каким-либо улучшениям. Как показывает опыт двух последних лет, усилия всей информационной системы министерства, во главе с НЦУКС (который и в "Системе - 112" будет играть главную роль), направлены не на получение объективной информации о ситуации с пожарами и другими ЧС, а на формирование красивой картинки, "потемкинской деревни" национального масштаба. До тех пор, пока эта ситуация не изменится, формировать какие бы то ни было дополнительные информационно-диспетчерские службы в системе МЧС бесполезно.
Следует учитывать, что бюрократизация федеральной противопожарной службы и превращение пожарных в диспетчеров-бюрократов - это не единственная тенденция, ведущая к снижению дееспособности пожарной охраны. МЧС уже давно пытается быть "в каждой бочке - затычкой", и требует от пожарных показательно реагировать практически на любые сколько-нибудь значимые происшествия, вплоть до мелких ДТП, вспышек численности насекомых-вредителей, протечек канализации и т.д. Разумеется, на собственно борьбу с пожарами, особенно в сельских районах, это влияет далеко не положительным образом.
При этом МЧС продолжает оттягивать на себя основные материальные и финансовые ресурсы государства, так или иначе связанные с охраной страны от пожаров. Любимые игрушки МЧС - лесопожарная авиация, НЦУКС и тому подобные - обходятся баснословно дорого по сравнению с тем, что государство тратит на охрану лесов от пожаров или на поддержку муниципальных образований в области обеспечения пожарной безопасности. Поскольку бюджет не резиновый, чем больше средств на пожарную безопасность получает МЧС - тем меньше их остается у остальных ведомств и организаций, отвечающих за борьбу с огнем./forestforum.ru/