Пожары есть и будут, но мы научились их регулировать – руководитель Комитета лесов Коми Василий ОСИПОВ. В прошлом году, когда вся страна горела, многие смеялись, что, мол, допотопными ранцевыми огнетушителями тушим. : Новости.0-1.ru
26.08.2011 Республика Коми этим летом не раз мелькала в общефедеральных сводках по природным пожарам. О сложностях работы в пожароопасный период, о том, какие уроки вынесены рассказал в интервью ИТАР-ТАСС руководитель Комитета лесов Коми Василий Осипов
- Василий Максимович, охарактеризуйте ситуацию с лесными пожарами в Коми. В чем были основные сложности?
- Лесные пожары во всем мире обладают некой цикличностью – они обязательно возникают, хотим мы этого или нет. Последние 9-10 лет в Коми практически не было пожаров, в 2009 году был зафиксирован их исторический минимум. В 2010 и 2011 годах – горим. Причин так и не найдено. Природные пожары потому и называют природными, что они, видимо, природе необходимы. Время от времени лес горит. Горел миллионы лет назад, горит сейчас, и будет гореть. Более того, я могу привести вас в любой бор и докажу, что он при своей жизни горел как минимум 3 раза.
В прошлом году сгорело более 21 тысячи гектаров леса, в этом году – более 19 тысяч гектар, 515 лесных пожаров. В один день было даже 62 лесных пожара, что связано с тем, что пришли грозы. Особенно сложно было на границе с Архангельской областью - горело в основном в труднодоступных лесах, в 30-50 километрах от населенных пунктов, где человека никогда не было. Нам трудно было работать, поскольку ни людей не закинуть, ни технику не загнать, и пока туда добирались, огонь распространился очень далеко.
- Во сколько обошлись работы по тушению пожаров?
- По предварительным данным, уже около 242 миллионов рублей потрачены, в том числе на межрегиональное маневрирование – это помощь Рослесхоза. Все это федеральные расходы, надеюсь, все долги будут погашены.
- Что помимо природных явлений способствовало распространению огня?
- Разгильдяйство человеческое. Человеческий фактор серьезно влияет. К сожалению, люди ведут себя беспечно, лес горит от костров на пикниках, рыбалках, охотах, от непотушенной сигареты, которые я поставил бы на первое место среди причин. Каждый год после выходных имеем всплеск пожаров, сейчас в лес идут ягодники-грибники. Патрулируем. Но постоянные телевизионные сюжеты, публикации в этом году все же повлияли на сознание граждан.
- Очень много критики этим летом прозвучало в отношении муниципальной власти, справедливо ли?
- Есть справедливые замечания, есть и не очень. Многие главы муниципалитетов у нас поменялись. Не было нежелания работать, была, может, растерянность или просто неумение. К сожалению, наши лесники не всегда подсказывали, или, может, главы территорий не всегда прислушивались. Когда же приходило осознание, как надо работать, время было упущено. Сейчас никому из глав муниципалитетов не могу серьезных нареканий предъявить – работают все.
Правительство республики очень настойчиво гнет свою линию, и глава республики знает, где и что надо делать. Он полностью в теме, просит, чтобы я ежедневно докладывал, что происходит.
- Часто ли приходилось тушить в «ручном режиме», обращаясь в том числе и к губернатору?
- Есть наработанная схема, но бывает, что не хватает сил провести межрайонное маневрирование. Бывает, что нет понимания со стороны промышленников, тогда и обращаешься к главе.
- Какие основные проблемы?
- Одна из основных проблем – отсутствие связи. В этом году глава республики Вячеслав Гайзер дал жесткое указание – взять деньги из резервного регионального фонда и закупить все, что необходимо для связи, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться. Такое решение достойно лишь восхищения, потому что в течение 15-20 лет ничего не покупали вообще, наши десантники до сих пор таскаются с радиостанциями «Ангара». Сейчас закупим современное оборудование, начиная от спутникового телефона и заканчивая средствами радиосвязи, чтобы была полная связь между самолетом, диспетчерским пунктом, лесничеством и теми, кто работает на пожаре. Из резервного фонда 7,7 миллиона рублей выделено только на связь. Просим также, чтобы были закуплены средства доставки, патрулирования, легкомоторные самолеты.
Что касается воздушных судов, в России так уж повелось, что патрулирование производится с самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8. Но, во-первых, Ан-2 достаточно старый самолет, и техническое его состояние оставляет желать лучшего. В прошлом году было несколько вынужденных посадок Ан-2. В этом году мы решили сделать по-другому – арендовали несколько легкомоторных самолетов – Як-18, L-200 Morava и Cessna. Morava летает вдвое быстрее, чем Ан-2, и стоит вдвое меньше, аренда обходится в 17 тысяч рублей в час. Получилось, что легкомоторными самолетами «закрыли» проблему патрулирования, и с обнаружением возгораний проблем нет.
- В этом году звучало, что система оплаты труда тех, кто участвует в тушении пожаров, несовершенна, будут ли изменения?
- Сейчас платится почасовая ставка - отработал часы, получи 800 рублей. А надо платить за тушение, за результат – «закрыл» пожар в первые сутки, получи 100 процентов оплаты, закрыл за двое суток - меньше. Думаю, что к следующему году систему оплаты пересмотрим.
- Охотно ли помогают местные жители, хватает ли добровольцев? С призывом о помощи к жителям даже обращался глава региона…
- Район от района разнится. Охотно откликаются в селах. Так, в Усть-Куломском районе целые группы сколочены, они, кстати, отлично работают, причем не только у себя в районе, но и в других муниципалитетах. Тушили на Удоре, где была наиболее сложная обстановка с пожарами. В городах найти людей сложнее.
- Откликаются ли промышленники на ваши просьбы?
- С арендаторами, кто работает в лесу, проблем нет, за небольшим исключением. Тяжелее с газовиками, они говорят, что готовы тушить, но на расстоянии 300 метров от газопровода, остальное – не их проблемы. В таких случаях и приходится обращаться к губернатору.
- Как «вооружены» огнеборцы, насколько их экипировка отвечает реалиям времени?
- В прошлом году, когда вся страна горела, многие смеялись, что, мол, допотопными ранцевыми огнетушителями тушим. Сейчас говорят, что надо наладить производство ранцевых огнетушителей, поскольку более эффективного средства, оказывается, нет, не на каждый участок загонишь технику. А опрыскиватель из любой лужи набрал воду, и вперед. Лопата, опрыскиватель, бензопила, зажигательные аппараты, чтобы делать отжиги, - на самом деле арсенал небольшой, просто нужно уметь им пользоваться. Один опытный парашютист заменяет как минимум 10 добровольцев. Мы стараемся новобранцев разбавить специалистами, чтобы на каждую группу был опытный из числа лесников или десантников, чтобы мог показать - делай как я. В этом году впервые за многие годы по договору с Сыктывкарским лесным институтом подготовили 72 руководителя тушения лесных пожаров. Но, к сожалению, это оказалась капля в море – надо учить еще больше и лучше.
- Какие уроки вынесли из пожаров этого года?
- Конечно, надо выводить материально-техническое обеспечение лесников и лесопожарного центра на совершенно другой уровень. Нет таборного имущества – парашюты, комбинезоны, в которых прыгают, старые. Нет палаток, спальных мешков, много чего нет. Мы сейчас выходим на правительство республики, чтобы предусмотреть эти затраты на будущий год, я надеюсь, что все это появится. Кроме того, в этом году получаем три пожарно-химические станции (ПХС), в основном, это федеральные деньги. Поступит 41 единица техники – бульдозеры, автомобили. Часть уже поступила, мы ее успешно опробовали на Удоре.
- Оправдывают ли себя такие затраты?
- Приезжали проверяющие с Северо-Запада, они остались довольны увиденным. Мы очень долго доказывали, что нужна именно такая техника. Для нас, для тайги, где мало дорог, да и те не очень хорошего качества, нужна тяжелая бульдозерная техника, вездеходы, проходимые машины. Мы сумели убедить в этом Рослесхоз, и именно такую технику получаем. Это дает свои плоды. Я надеюсь, что в следующие два года закупка ПХС будет продолжена, кроме этих 3 поставим еще 7, то есть установим их по всей республике. Кроме того, в каждом участковом лесничестве предполагаем развернуть пункты сосредоточения инвентаря. Таких пунктов будет 172.
- Ваш прогноз ситуации с лесными пожарами в регионе?
- Прошлый год показал, что порядка в лесу нет, старое разрушено, а новое еще не заработало полноценно. Не зря по итогам прошлого года целый пакет документов был внесен в Госдуму и дополнен Лесной кодекс. Надеюсь, что в ближайшие два года система заработает.
Повторюсь, пожары – явление природное, они были, есть и будут. Наша задача – регулировать, и не допустить, чтобы пострадали наши деревни или промышленные объекты, чтобы мы могли тушить, если необходимо, в наикратчайшие сроки с наименьшими потерями. Сейчас, когда все пожары ликвидированы, надо сесть с холодной головой, проанализировать и сделать выводы./itar-tass.com/
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных