23.08.2011 Постановлением Правительства РФ от от 18 августа 2011 г. № 687 утверждены "Правила осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах". Правила определяют, в какие сроки и какая информация о лесных пожарах представляется в Рослесхоз, в какие сроки Рослесхоз оценивает эту информацию и в каких ситуациях он проводит выездные проверки представляемой ему информации.
Фактически новые Правила не дают Рослесхозу никаких новых полномочий - он и так не только имеет право, но и обязан проверять представляемую ему уполномоченными органами субъектов РФ информацию о лесных пожарах в рамках контроля за осуществлением переданных лесных полномочий. Имеющиеся у Рослесхоза средства, в частности, информационная система ИСДМ-Рослесхоз, а также данные открытых источников, позволяют без особых затрат труда и времени в ежедневном режиме выявлять как минимум значительное (на 25-30% и более) искажение данных по крупным лесным пожарам - при том, что традиционно данные занижаются в разы или в десятки раз.
Проблема контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах состоит вовсе не в том, что у Рослесхоза не хватает для такого контроля полномочий, методов или технических средств. Проблема состоит в том, что повсеместное занижение данных о пожарной опасности, а также о площади лесных пожаров в разы или в десятки раз, вполне удовлетворяет руководство Рослесхоза. Руководитель Рослесхоза В.Н.Масляков осведомлен о том, что данные о площади, пройденной пожарами, например, по Якутии занижены в разы, а по Амурской области - в десятки раз, но не считает нужным что-либо в связи с этим предпринимать. Возможно, он просто боится реакции со стороны могущественного МЧС, которое в прошлом году очень нервно реагировало на случаи, когда данные о реальных угрозах или о реальной площади лесных пожаров "просачивались" из Рослесхоза в СМИ.
Как бы то ни было, утвержденные Правительством РФ "Правила осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах" вряд ли как-либо повлияют на степень правдивости или лживости официальных данных об уровне пожарной опасности и о площади пожаров в лесах и на других природных территориях. Эти Правила - очередной бесполезный документ, который совершенно не будет работать, пока у руководителей государства не появится политическая воля к тому, чтобы наконец наказать кого-либо из высших чиновников, виновных в повсеместном и постоянном искажении информации о лесных пожарах. За последние двадцать лет ни один руководитель федерального или регионального уровня не был за это наказан, хотя даже специальная статья в Уголовном кодексе РФ для этого имеется.
Ниже приводится текст этого бесполезного документа.
Постановление Правительства РФ от 18 августа 2011 г. № 687
Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах
Постановление от 18 августа 2011 г. №687 Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах
В соответствии с пунктом 41 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
* * * * *
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 687
Правила осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах
1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее соответственно - сведения, уполномоченные органы).
2. Уполномоченные органы представляют в Федеральное агентство лесного хозяйства:
а) в течение периода пожароопасного сезона:
ежедневно - сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря;
ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, - отчеты о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию о деятельности лиц, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, и наличии необходимых материальных средств;
б) ежегодно, не позднее 30 января, - годовой отчет о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию о деятельности лиц, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, финансовых затратах на тушение лесных пожаров и оценку ущерба, причиненного лесными пожарами.
3. Сведения за предыдущие сутки представляются в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Сведения (отчеты) за месяц и за год представляются на бумажных носителях и в электронном виде. Состав и форму представления сведений определяет Федеральное агентство лесного хозяйства.
4. Сведения за предыдущие сутки представляются через специализированные диспетчерские службы уполномоченных органов в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - федеральная диспетчерская служба).
5. Ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, а также за представление недостоверных сведений или представление их не в полном объеме несет уполномоченный орган.
При невозможности представления сведений по независящим от уполномоченных органов причинам они обязаны поставить об этом в известность федеральную диспетчерскую службу с помощью электронной почты, телефонной связи или по факсу.
Не представленные своевременно сведения направляются в федеральную диспетчерскую службу в течение 12 часов с момента устранения причин, воспрепятствовавших их представлению в установленный срок, с указанием причины задержки их представления.
6. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет контроль за достоверностью сведений.
В ходе контроля за достоверностью сведений проводится их проверка на соответствие фактической ситуации, связанной с пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами.
Контроль за достоверностью сведений осуществляется путем оперативного контроля и выездных проверок.
7. Оперативный контроль за достоверностью сведений осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства с использованием наземных, авиационных и космических средств, в соответствии с методикой, утверждаемой Агентством.
Организацию и обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.
8. Экспертная оценка сведений проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня их получения.
9. В случае несовпадения сведений с данными автоматизированной информационной системы Федеральное агентство лесного хозяйства извещает об этом соответствующий уполномоченный орган и предлагает в 3-дневный срок представить объяснения по факту их несовпадения или уточнить представленные сведения.
В случае если в указанный срок выявленные расхождения не устранены, Федеральное агентство лесного хозяйства в течение месяца проводит выездную проверку в субъекте Российской Федерации.
10. В ходе выездной проверки в субъекте Российской Федерации проверяется вся имеющаяся документация, связанная с пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, в том числе первичная, и осуществляется инструментальный замер площади лесных пожаров.
Инструментальный замер площади лесного пожара осуществляется с использованием наземных или авиационных средств в присутствии представителя уполномоченного органа в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральным агентством лесного хозяйства.
По результатам выездной проверки составляется акт с указанием достоверности (недостоверности) сведений, представленных уполномоченным органом.
11. В случае если в результате проверки сведений выявлена их недостоверность, Федеральное агентство лесного хозяйства информирует об этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) для принятия мер по обеспечению достоверности представляемых сведений./forestforum.ru/