23.08.2011 Франция может купить в России партию противопожарных самолетов-амфибий Бе-200, заявил глава Таганрогского авиазавода Виктор Кобзев. Однако в планы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) такой контракт не впишется, даже если будет заключен.
«Мы считаем, что первая партия (проданная во Францию. — «МН») будет состоять из двух-четырех машин, а в принципе при хорошем стечении обстоятельств можно рассчитывать на поставку 12–15 самолетов, — сообщил Интерфаксу генеральный директор и генеральный конструктор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева Виктор Кобзев.
Один экземпляр Бе-200, принадлежащий ТАНТК, экспонировался в июне на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Затем он перелетел на авиационную базу департамента гражданской обороны в Мариньяне. До августа пилоты местной авиации тестировали Бе-200, изучая его возможности не только в тушении пожаров, но и в доставке грузов, а также поисковых работах.
«В конце августа должны быть собраны отчеты этой рабочей группы, которые потом лягут на стол МВД Франции для принятия решения о закупке наших самолетов», — сказал Кобзев. Премьер-министр Франции Франсуа Филон дал основание рассчитывать на то, что интерес к российской машине есть. На пресс-конференции перед совместным с Владимиром Путиным визитом на авиасалон Ле-Бурже Филон сказал, что посмотрит «Бериев-200», который гражданская оборона Франции собирается испытывать этим летом. «Мы надеемся, что это станет началом очень многообещающего сотрудничества», — добавил он.
Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко напоминает, что в июне Россия и Франция подписали соглашение о поставке двух вертолетоносцев типа Mistral для российского флота. «В этом контексте партнеры могли бы договориться об ответном шаге со стороны Франции, например, в виде покупки Бе-200. Однако, прежде чем говорить всерьез об этой сделке, я бы подождал, когда о ней объявит французский покупатель, а не российский продавец», — подчеркнул эксперт. Это одна сторона дела, другая же состоит в том, как рассказал «МН» представитель ОАК, в состав которой входит ТАНТК, что экспортные планы гендиректора завода не вписываются в утвержденные графики производства Бе-200.
Бе-200 — уникальный продукт со специфическим кругом потенциальных потребителей, и выпускается он в небольших количествах. Это один из всего двух существующих в мире типов реактивного самолета-амфибии (второй — противолодочный самолет А-40 «Альбатрос» — тоже детище ТАНТК им. Г.М. Бериева). Все существующие Бе-200 используются только для борьбы с лесными пожарами, хотя предполагалось, что эта машина найдет более широкое применение. В частности, как средство транспорта в районах с большим количеством рек и озер, но без аэродромов.
Прототип Бе-200 впервые поднялся в воздух в 1998 году. Хотя он и был разработан на ТАНТК, серийную сборку тогда решили наладить в Иркутске, на мощностях ОАО «Корпорация Иркут». В 2003 году Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) стало стартовым покупателем Бе-200, заказав семь машин, из которых ему уже переданы четыре. В 2008 году один самолет был отправлен на экспорт — в Азербайджан. В том же году было принято решение перевести сборку амфибии на ТАНТК. В 2007 году Греция подписала предварительное соглашение на покупку официально не названного количества Бе-200. Однако до подписания контракта там дело до сих пор не дошло. «Переговоры продолжаются, но поскольку у Греции сейчас много финансовых проблем, они их не форсируют», — сообщил «МН» представитель ОАК.
Сейчас на «Иркуте» продолжается сборка двух Бе-200 по контракту с МЧС. Это будут последние амфибии, изготовленные в Иркутске. В Таганроге производственное оборудование уже частично смонтировано, но запустить его в дело планируют не ранее 2013 года, когда ТАНТК, согласно планам ОАК, соберет четыре амфибии, и еще четрые — в 2014 году. Между тем МЧС России уже несколько лет ведет с ОАК переговоры о новом заказе на восемь Бе-200 к 2014 году. «Сейчас по этому контракту идут ценовые консультации», — сказали в ОАК. Идут они, похоже, непросто. Цена сильно подскочила за последнее время. В 2010 году один Бе-200 оценивался в 1 млрд руб., а в мае 2011 года было объявлено, что Владимир Путин подписал распоряжение правительства выделить МЧС 9 млрд руб. на покупку шести Бе-200. Таким образом, на каждый самолет было отпущено в полтора раза больше против прошлогодней цены. Судя по всему, стороны пока не договорились.
О покупке восьми машин глава МЧС Сергей Шойгу публично докладывал премьер-министру Владимиру Путину в прошлом августе, в разгар лесных пожаров. Путин тогда даже сам полетал, сидя за штурвалом Бе-200. Есть все основания ожидать, что новый контракт с МЧС будет рано или поздно подписан. Но это означает, что в производственных планах ОАК до 2014 года не останется места для выполнения других заказов на Бе-200, в том числе и возможного французского./mn.ru/