17.08.2011 Такую оценку прошедшим в Архангельской области дал координатор проектов архангельского отделения WWF Денис Добрынин Архангельскому управлению МЧС России.
В Архангельской области за лето 2011 года огнём повреждено более 45 тысяч гектаров леса, что практически равняется площади единственного в субъекте Пинежского заповедника.
По словам Добрынина, естественный лес – это всегда мозаика из разных типов леса, участков разных возрастов и с разной преобладающей породой деревьев. У каждого лесного массива есть своя динамика естественной гибели: оконная либо пирогенная. При первой деревья валятся от ветра или от старости, соответственно возникают так называемые «окна», в которые проникает свет, и в рост идут молодые сеянцы. Для пирогенной же характерно выгорание некоторых участков леса и последующее их обновление. Поэтому сам по себе лесной пожар вовсе не является экологической катастрофой, наоборот, это естественное явление, без которого лес и некоторые виды насекомых и растений не могут существовать. Например, многие типы сосновых лесов существуют только благодаря пожарам. Если бы лес периодически не горел, ёлка вытеснила бы сосну. У ели не такая толстая кора, как у сосны, поэтому при низовом пожаре она погибает.
Но свой смысл пожары имеют только тогда, когда их мало, подчеркнули в WWF. В этом же году возгораний в лесах области было на порядок выше, чем обычно при пирогенной динамике. В тех местах, где прошёлся верховой пожар, принципиально поменялись все условия: параметры влажности, освещенности.
«Можно провести аналогию со сплошной рубкой: был лес – леса не стало. Такое количество пожаров – это катастрофа. В первую очередь опасно то, что страдают социально-ценные территории, например, сосновые боры, в которые люди ходили отдыхать, или могут пострадать редкие виды животных или растений, если пожар произошёл на охраняемой территории», – говорит Добрынин.
Любопытным фактом является то, что в зоне усыхающих лесов Двинско -Пинежского водораздела, которую несколько лет назад буквально окрестили «пороховой бочкой Европы», за два жарких лета не было ни одного крупного пожара. Процесс усыхания, убеждают экологи, не только не усилился, а более того, стабилизировался – экспедиции архангельского отделения WWF показывают, что новые усыхающие деревья не появляются.
По данным WWF девять из десяти пожаров возникают по вине человека./dvinaland.com/