04.07.2011 Ситуация с торфяными пожарами в Европейской России продолжает ухудшаться. В настоящее время известны уже 15 горящих торфяников, еще на 26 торфяниках очаги горения торфа выявлены дистанционными методами и пока не проверены наземными обследованиями. Только три торфяника, на которых в 2011 году были выявлены торфяные пожары, к настоящему времени можно считать достоверно потушенными. Ситуация усугубляется тем, что МЧС и другие уполномоченные органы государственной власти существование большинства торфяных пожаров официально не признают и, соответственно, не прикладывают достаточных усилий к их ликвидации (например, по данным МЧС, на утро 4 июля в Центральном федеральном округе действовал всего один природный пожар, а по данным МЧС за предыдущие дни, действующих пожаров не было вовсе).
В настоящее время наиболее опасные подтвержденные торфяные пожары действуют в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области, Шатурском районе Московской области, Конаковском районе Тверской области, Псковском районе Псковской области, Кингисеппском районе Ленинградской области. Большинство известных крупных торфяных пожаров пожарная охрана и лесохозяйственные организации пытаются тушить, но из-за того, что благоприятное время для их тушения было упущено, теперь результат тушения в значительной степени зависит от погоды - если погода будет жаркой и сухой, потушить эти пожары до осени вряд ли получится. Оптимальным временем для тушения этих пожаров были май и начало июня, но тогда МЧС и региональные власти пытались всеми силами сделать вид, что торф не горит и тушить им нечего. Сейчас во многих случаях из осушительных систем болотных массивов ушла вода, тление распространилось на большую площадь и ушло вглубь, и на борьбу с торфяными пожарами приходится затрачивать в сотни раз большие усилия, чем те, которые требовались в мае.
Тех торфяников, что уже горят, вполне достаточно для того, чтобы обеспечить такой же уровень задымления густонаселенных регионов Средней полосы Европейской России при наступлении длительной засухи. Запах торфяного дыма при восточном ветре уже ощущается в Москве и в восточных районах Московской области, а также в некоторых районах Тверской, Владимирской и Рязанской областей. Пока уровень задымления не представляет сколько-нибудь существенной угрозы для здоровья населения (за исключением жителей деревень и поселков, расположенных в непосредственной близости от горящих торфяников), но при устойчиво сухой погоде задымление может достигнуть опасного уровня в течение одной-двух недель. Дожди, которые прогнозируют метеорологи на ближайшие дни, могут задержать дальнейшее разрастание торфяников и заметно снизить выделение дыма, но они уже не могут потушить большинство горящих торфяников.
За тушение тех торфяных пожаров, которые действуют на землях лесного фонда, отвечают органы управления лесами субъектов РФ и Мослесхоз в Подмосковье. За тушение торфяных пожаров на землях особо охраняемых природных территорий отвечают администрации этих территорий, подведомственные МПР. Как правило, работники лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий тушат торфяные пожары добросовестно и качественно. Значительно хуже ситуация на прочих землях - землях сельхозназначения, землях запаса и т.д. Здесь за организацию тушения торфяных пожаров, в соответствии с соглашениями между субъектами РФ и МЧС, отвечает МЧС. Некоторые из таких пожаров не тушит вообще никто, некоторые пытаются тушить, но обычно бросают, не доведя работу до конца. От одного из таких недотушенных пожаров в конце прошлой неделе разгорелся крупный лесной пожар в Костеревском военном лесничестве в Шатурском районе Московской области - это пока первый в 2011 году случай возникновения крупного лесного пожара от горящего торфяника.
Ниже приводится схема расположения известных Гринпис торфяных пожаров (каждый пожар может состоять из многих отдельных очагов, но если эти очаги располагаются в пределах одного торфяного массива, он на данной схеме отмечается как один пожар)./forestforum.ru/