28.06.2011 Некоторые помнят, как успешно и инновационно прошлой осенью были забороты в России лесные пожары. Спала жара, начались дожди – и пожары были забороты.
Понятно, что за такую успешную миссию по борьбе с пожарами необходимо было кого-то наградить. И этот кто-то был найден. "Национальная экологическая премия-2011" присуждена главе МЧС Сергею Шойгу за прошлогодние усилия по борьбе с пожарами. Объявление лауреатов премии состоялось 10 июня в Госдуме. Шойгу был награжден за "согласованность действий при управлении ликвидацией катастрофических пожаров лета 2010".
Однако, прошел год, и в России, как бы это некоторым ни показалось неожиданным, снова наступило лето. И, по уже установившейся традиции, на ее территории снова начались они – то есть пожары.
Площадь действующих пожаров на территории России за прошедшие сутки увеличилась на 482,44 гектара, сообщает пресс-служба МЧС РФ. Всего на территории страны продолжает действовать 97 очагов природных пожаров. Площадь активного горения — 365,21 гектара, локализовано — 5 441,93 гектара. Из них на землях лесного фонда действует 92 очага на площади 5 442,14 гектара, на особо охраняемых территориях действует пять очагов общей площадью 365,0 гектаров. Всего с начала пожароопасного периода 2011 года на территории Российской Федерации возникло 13 697 очагов природных пожаров на общей площади 856 418,014 гектара.
Что тут радует? А радует то, что лето в России – оно не навсегда. И потому понятно, что по прошествии времени снова будут назначены премианты и объявлены победители этого очередного, ставшего уже регулярным, стихийного бедствия.
Более того, думается, что на этот раз список "борцов-победителей" с огненной стихией будет дополнен, так как в дело пожаротушения вступили новые инноваторы из числа самых что ни на есть прогрессивных:
МЧС Красноярского края будет бороться с пожарами при помощи православных икон и молебна. Предметы религиозного культа — иконы "Купина неопалимая" — отправлены в районы, где полыхают особо сильные лесные пожары — Богучанский и Кежемский, рассказали в пресс-службе ГУ МЧС по краю.
"Это такие кресты высотой порядка 2 метров. На них прибита икона Купины неопалимой. Считается, что эта икона защищает от пожаров населенные пункты", — пояснили в МЧС.
В Богучанский и Кежемский районы доставят 25 хоругвей, которые уже освятила Красноярская епархия. "Там их будут получать священники православных приходов. Четыре хоругви поставят по 4 углам населенного пункта, в центре ставится еще один крест с иконой и православный священник проводит службу, чтобы защитить людей, их дома и полностью населенный пункт от лесных пожаров", — пояснили в МЧС, добавив, что ранее такие методы защиты от огня они не практиковали. Обработаны ли "противопожарные иконы" огнезащитным составом, не уточняется.
Искренне радуясь за инноваторство МЧС, все же недоумеваю - почему к такому делу не привлекли раввина, муллу, далай-ламу и роту шаманов?
Но в целом уже заранее примерно понятно, кто и с какой долей вероятности будет через некоторое время ходить в главных героях-победителях в борьбе с очередным стихийным бедствием.
Правда, не до конца остается ясным вопрос с побежденными, то есть с виновниками оного. Мне вот жутко интересно – а вот виновники, виновники-то оного будут определены, или же опять получится, что бравые российские МЧС-ники боролись с неведомой стихией без имен, отчеств и фамилий?
А между тем...Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков в интервью "Российской газете" высказал мнение, что сильнейшие пожары объясняются преступным умыслом. "Есть серьезные подозрения, что поджоги делались преднамеренно. Особенно весной, когда огонь проходящий, низовой. При этом дерево сильно не повреждается, но пожар может быть причиной назначения санитарных рубок. Такие поджоги совершаются в основном там, где есть качественный древостой, и у дорог, чтобы было меньше хлопот с вывозом". Напомним, что и в прошлом году, когда лесными пожарами была охвачена почти вся территория России, Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел, обнаружив преступный умысел. Утверждалось, что поджоги совершались для того, чтобы устранить следы "черных лесорубов" и скрыть недостачу.
Нет, это что же такое творится-то! Невероятно, но, похоже, ребята начали что-то подозревать. Этак вдруг раз – и выяснится, что лес палит невидимая рука рынка:"Был главным специалистом по организации защиты от пожаров леса Волгоградской области в одной волшебной организации. Долго - три месяца. В силу осведомленности и предвидя последствия - перешел в решительное отступление. Начальник отдела - перешел в решительное отступление еще через три месяца.
Господин глава Рослесхоза скромно молчит о том, что в 2007 г. в лесном хозяйстве произошла катастрофа. Все лесные работы по всей России с того года - выполняют коммерческие организации. Т.е. лесхозы разделили на лесничества (только контролирующая функция) и ГУП или АП - организации, ответственные за практическое проведение работ. Как происходила передача имущества - не описать. "Играли свадьбу - порвали три баяна". Итог - все противопожарные и вообще лесозащитные мероприятия проводятся на бюджетные субвенции и факту - убыточны для ГУП/АП. Разработка горельников (особенно после беглых низовых пожаров) - наоборот, прибыльна. В нашем регионе это особенно весело, так как все вообще наши леса - 1-й категории - защитные. Рубок главного пользования (лесоразработок, если грубо) - в них не может быть вообще. Только - санитарные. При этом ГУП/АП должен приносить прибыль и за это спрашивают. Дальше надо продолжать, или про невидимую руку рынка, который "все отрегулирует" уже понятно?"
Но наши наноинноваторы нам опять смело скажут: Рука Рынка не виновата - это длинная цепь случайных совпадений!
И это ведь неважно, правда, что новый Лесной кодекс привел к тому, что центральные власти фактически сняли с себя полномочия по охране леса. То же самое, только раньше, было проделано и с не менее скандальным Водным кодексом, по которому многие закрытые водоемы, типа лесных прудов или озер, фактически отдавались в о-очень долгосрочную аренду (читай – в частную собственность) "эффективным менеджерам".
А ведь понятно, что коль скоро госсобственность и функции государства по охране оной делегируются частному капиталу, а частный капитал эти функции радостно на себя берет, то совершенно очевидно, что делает он это из весьма прагматических соображений. И вовсе не потому, плох он или хорош – просто у капиталиста природа такая, и старика Маркса до сих пор никто еще не опроверг. Любые действия капиталиста направлены на получение прибыли, капиталист во всем выгоду ищет – любыми способами. Повторяюсь, такое поведение капиталиста - нормально!! Если бы он вел себя иначе, он бы не был капиталистом.
Итог мы все сегодня наблюдаем. И это та самая пресловутая Рука Рынка в очередной раз запускает по России огненный пал – в самом прямом смысле.
Но давайте разберёмся, а что собственно происходит?
Кто виноват в пожарах, как можно и нужно их предотвращать?
В 2001 году, накануне подчинения МПС, ГПС (Государственная Пожарная Служба) насчитывала в своём составе 278 тыс. человек. Это не считая муниципальной, военной и ведомственной пожарной охраны.
И сразу пошли сокращения. В 2009 году, как докладывал министру Шойгу директор Департамента пожарно-спасательных сил Верзилин, на 1 января 2006 года в России существовало 1162 подразделения государственной противопожарной службы. За 2 года почти половина из них была расформирована.
Шойгу заволновался и заявил: "Дальнейшего сокращения пожарных частей на объектах жизнеобеспечения населения допускать нельзя!"
Ну, и что произошло после заявления министра, угадаете? Правильно - сокращения продолжились. Стали сокращать пожарные подразделения Вооружённых сил (привет недавним взрывам на складах). Заодно были ликвидированы лесничества, которые должны были поддерживать порядок в лесах и расчищать их от сухостоя.
После этого крупные лесные пожары стали неизбежны. И худо-бедно справиться с ними удаётся только с помощью добровольцев и погоды. Заодно ввели запреты на въезд в лес и разведение там огня. Конечно, жёсткие запреты снижают вероятность возникновения пожаров. Плевать, что это закрывает традиционный и привычный отдых с шашлыками для граждан. Можно ещё больше снизить вероятность возникновения пожара: достаточно ввести сроки за разведение костров и, заодно, связать круговой порукой местных жителей. Типа, штраф (тысяч в двадцать) со всех жителей ближайшего к очагу возгорания населённого пункта. Что бы они сами отдыхающих карали подручными средствами.
В средние века так леса сеньоры от быдла и защищали. Эффективно. А то, что при такой тенденции наши дети будут видеть лес только на картинках или за могучими заборами — плевать.
Замена запретами нормально работающих систем безопасности — хороший способ сэкономить деньги на важное, вроде материальных ценностей личного пользования. Зачем тратиться на пожарных? Когда нет пожаров — от этих бездельников одни убытки.
Поэтому, в следующий раз, тогда, когда по телевизору вновь будут оглашать список награжденных за борьбу с пожарами, очень хотелось бы услышать в новостях - кто и на сколько лет отправился в тюрьму за вредительские решения о сокращении пожарных, ликвидации армейских пожарных подразделений и лесников, засыпание пожарных прудов или заграждение к ним подъезда и прочие "улучшения и оптимизации". А также неплохо было бы услышать, на какие сроки отправятся в тюрьму те, кто разрабатывал и принимал "Лесной кодекс".И сегодня никакие красивые суммы и уж тем паче программы (даже трижды целевые) не способны одномоментно восстановить всю СИСТЕМУ лесного и водного хозяйства страны. Систему, ныне раздробленную, распиленную, растасканную. Ту систему, которая создавалась миллионами советских людей.
******
В советские времена все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара, плюс боронование (опашка). Вокруг любой деревни — поля с посевами, а не сено, как сейчас. Плюс по улицам, где старая застройка с деревянными домами, или противопожарные разрывы, или просто стены каменные между домами. Это называется пожарная профилактика. Большой опыт тушения был у лесной пожарной охраны. Пока эта самая пожарная охрана существовала на территории России, разумеется. Ведь почти каждый год то там, то сям горит (и в "тоталитарном" СССР тоже горело), и лесники (из тех, что еще остались) к этому относятся спокойно, главное - быстро обнаружить пожар, опахать его и проливать, пока не потушишь. При тушении верховых пожаров и огненных штормов надо создавать остановочный рубеж, воспользовавшись просекой, дорогой, ЛЭП, трассой трубопровода, заблаговременно до фронта пожара, валить деревья, и проливать растительность водой. При тушении лесных пожаров использовать сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при тушении лесных пожаров в 1972 г в подмосковных лесах. Тушить пожар торфяников с помощью самолета - гиблое дело, все только разрыхляется и горит еще лучше. В СССР в ВС было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.
Советский опыт борьбы с пожарами сегодня не просто не используется. Система фактически уничтожена. Зачем нам опыт тупых совков?
******
Абсолютно понятно, что противопожарные мероприятия в масштабах страны можно осуществлять только системно на всей территории, независимо от того, какой ее клочок кому по "священному" праву собственности достался. Отдельные "эффективные" собственники свои частные леса никак от пожара не уберегут. Никогда. Чему мы все сегодня являемся свидетелями.
Но ведь если начать просеки рубить - возмутятся защитники леса!! Разрывы между домами нарушают священное право граждан строить что угодно и где угодно! И согласно Водному кодексу сегодня частник может отгородить на своей частной земле все (формально – не все, но на практике…) подступы к водоему! И т.д. и т.п.
И вообще, откуда взять деньги на прорубание просек?
Вы будете смеяться, но они, просеки эти, уже давным-давно прорублены. В том самом тоталитарном СССР это было сделано. В каждом справочнике по ориентированию на местности есть пример с просечными столбами. На любой топографической карте эти просеки – вдоль и поперек. Их просто надо чистить. Кстати, с чисткой в советское время тоже было толково придумано. У тупых совков было не только много сел и деревень, колхозов и совхозов, но был и лесной выпас скота. И стадо, проходя по просеке, усердно сжирало всю молодую поросль, поэтому просеки оставались проходимыми для солидной техники. Проезжай по ним, хоть на танке, хоть на УАЗе. Стада за ненедобностью порезаны, пожарные из-за дороговизны сокращены ближе к нулю. Спасайтесь, граждане, сами.
******
Крупномасштабная программа была принята Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР". Это называлось "Сталинский план преобразования природы" - как бы ни вращал своими выпученными глазами Сванидзе. План этот вытекал из трудов русских ученых – почвоведов и аграриев - В.В. Докучаева, П.А. Костычева и других.
Фото:davno.ru
Созданный для разработки программы институт ("Агролеспроект") проектировал систему лесополос. Первая из них (более тысячи километров) пролегла от Урала до Каспийского моря. Общая протяжённость крупных государственных полезащитных полос превышала 5 300 км. В этих полосах только в первые годы после принятия программы было посажено 2,3 млн. га леса...
И так, по нарастающей в геометрической прогрессии, продолжалось до середины восьмидесятых.
Наш народ, живший при советском строе, выстроил для России национальную систему защиты от засухи. Это строительство было великим делом. Они создали большую техническую и социальную систему, соответствующую природным и ресурсным условиям России, и эта система была эффективной.
Но в последние тридцать лет поколения, которые стали господствовать на общественной арене России, эту систему осмеяли, оклеветали – и разрушили. Это прошло почти незаметно: кто-то уничтожал, кто-то этому аплодировал, остальные наблюдали апатично. И вот, когда это дело практически завершено, в Россию приходит жара и засуха. И оказывается, что систему защиты, которую наши нынешние поколения получили в наследство, оклеветали и уничтожили, ничем не заменили. Ничего лучшего или примерно такого же не построили.
******
Сегодня у нас повсеместная частная собственность.
И тут надо сказать пару слов не совсем про пожары, но почти про такое же.
Общеизвестно, что практически вся Россия – зона рискованного земледелия. Хоть тебе это Саратовская область, хоть Башкирия, хоть Урал. Так вот, эта самая зона рискованного земледелия накануне оказалась под тяжелейшим гнетом засухи. Все на полях полегло (да и под полями тоже – картошка под землей скукоржилась) .Ну, и остальное в таком же ракурсе. Но! Если у нас, по идее, зона рискованного земледелия, то есть засухи - дело обычное, то опять же тупые совки и жлобы-коммуняки в СССР в колхозах и совхозах ставили оросительные установки типа "Фрегат" на полях и тоталитарно проводили системы оросительных каналов. Я, когда был маленький, в деревне видел, как по всем полям их тракторами двигали туда-сюда (и у тракторов почему-то соляры на это тогда хватало).
То есть – воды с неба не хватает – хватит воды из другого места.
С развалом Союза все эти установки огромные новые собственники из разряда эффективных менеджеров на местах тут же попилили на металлолом, а каналы были засыпаны или утрамбованы почти полностью (в некоторых местах, например, бетонные плиты, которыми выкладывали русла больших каналов, были изъяты на заборы для уважаемых людей).
По итогу сегодня – в лесах и на полях в России демократия и прочие нанотехнологии.
К слову, теперь число коровьих стад в России уменьшилось на порядок. Просеки, соответственно, заросли и захламились донельзя – потому что те лесники, которые кое-где еще остались, сегодня заняты исключительно обслуживанием VIP-персон, ровно также, как это показано в "Особенностях национальной …".
И вот ведь какая хитрая жара, - она дождалась когда тупых совков не будет, дождалась, когда просеки зарастут и захламятся, а водоемы частники огородят, засыпят или выкачают. Дождалась жара этого и – бац – наступила! А ведь это нечестно, ведь все же знают - при демократии жары и засухи не бывает.
Видимо, я просто ничего не понимаю в прелестях капитализма и демократии. Но я ведь не просто так утрирую. Есть с чем сравнивать.
Рядом, совсем рядом со Смоленской областью имеется в наличии такая, ныне суверенная, страна – Белоруссия. Где в прошлом году, по странному стечению обстоятельств, жара стояла не меньшая, чем в Подмосковье. Да и торфяников там не то что не меньше, а больше.
Но там, отчего-то ничего нигде не горело. Парадокс!
Народ там другой? Да ни в коем разе. Даже говорят в большей части своей на том же самом русском, что и мы с вами. Условия природные иные? Да не смешите.
В демократической Украине - горело. В демократической России – горело еще яростнее. А в Белоруссии пожаров в прошлом году не было. И в этом году нет. Природная аномалия?
Просто в Белоруссии была сохранена (но сначала восстановлена) и все эти годы (при Лукашенко) активно поддерживалась система охраны лесов. Да, да, та самая система, которая была создана и успешно работала в СССР. Там сохранены просеки (вдоль и поперек), там сохранены водоемы (не загороженные их новыми частными владельцами из числа "эффективных менеджеров"). И лесники там не просто получают зарплату – они на селе вполне уважаемые люди – как и было, собственно в СССР в той же России. Правда, на помощь глобальному капитализму в суверенной Белоруссии (раз с пожарами не вышло) притопал рукотворный кризис, но это другая история.
******
Так что готовьтесь к тому, что очередные два летних месяца с неотвратимой неизбежностью принесут и на центральные территории России все сопутствующие прелести прошлого пожарного лета. Тем более, что жара, как таковая, в этих регионах еще, по сути, не наступила.
Спасибо невидимой руке рынка./nakanune.ru/