25.03.2011 Нешуточный накал страстей наблюдался на Туполева, 17. Сотрудники пожарного надзора, прокуратуры, УВД, Роспотребнадзора общими усилиями закрывали трехэтажное здание торгово-развлекательного центра «Статус». По решению суда. Для 45 собственников и множества арендаторов закрытие их бизнеса на неопределенный срок прозвучало в это утро словно гром среди ясного неба. – Нам каждый час в работе дорог, кто покроет убытки?! – шумели представители торговли. – Куда мы должны девать студентов? – возмущались руководители гуманитарной бизнес-академии. – Мы сейчас в Москву позвоним, на сайт президенту жалобу отправим! Однако вердикт представителей закона был суров: на все про все – на эвакуацию сотрудников и студентов, вывоз продуктов и предметов торговли – давалось три часа. Не больше.
Многие собственники, пытаясь как-то повлиять на ситуацию, шумели: «У нас примерно в половине здания с пожарной безопасностью все в порядке, почему за других отвечать должны?»
– Да, есть везде нарушения, согласен, – признал Александр Федо-ряченков, один из 45 пострадавших хозяев «Статуса». – Но неужели нас нельзя было предупредить заранее? Должны предъявить претензии, дать время для устранения… Мы же не в десантных войсках служим. У меня проверка была три недели назад. Причем совершенно неожиданно. Зашли сотрудник Госпожарнадзора и представитель прокуратуры – у меня как раз переделка шла, кругом мастика, известь лежали, и они это видели… Ну как я могу устранять пожарные недочеты, когда у меня стройка идет? Опять же непонятно, почему результаты проверки нам только сегодня выдают. А вчера уже было решение суда. На котором, кстати, никого из нас не было. При этом господин судебный пристав говорит: «Мы на вашем примере впервые обкатываем механизм, который и к другим применять будем». Если они так будут обкатывать, у нас завтра полгорода встанет. Но зачем нам полицейское государство? И когда же власть повернется в сторону людей? Если мы хотим брать пример с цивилизованной Европы, давайте во всем поступать будем по-европейски…
Эмоционально, аргументированно выступил господин Федоряченков, но, как оказалось, не совсем объективно. При более глубоком погружении в проблему очевидно: отношение к пожарной безопасности в «Статусе» годами было вовсе не европейским. За безопасность здания, не только пожарную, но и санитарно-гигиеническую сегодня, как оказалось, не отвечает никто. Собственники «Статуса» некогда создали некоммерческое партнерство со своим уставом, в котором прописано многое: оплата коммунальных услуг, вопросы охраны здания, – но не определено лицо, физическое или юридическое, которое в случае пожара ответит за гибель людей по уголовному кодексу или заплатит штраф за нарушение требований по кодексу административному. Проверяющие составили длинный список мелких и средних недочетов и нарушений вроде неработающих огнетушителей, непроведенной или неработающей сигнализации, не в правильную сторону открывающихся дверей, эвакуационных проходов недостаточной ширины, лестничного пролета без перил, непроектной электропроводки, которая к тому же в ужасном состоянии. И самая главная претензия проверяющих – в «Статусе» не определено, кто обеспечивает и кто отвечает за пожарную безопасность мест общего пользования, а разделенные между собой стенами и перегородками части здания сегодня даже не имеют общей системы оповещения и системы дымопоглощения. Случись пожар в ателье или в подвальных секциях мелкооптового рынка – в институте или в бане об этом даже не узнают. Погибнут люди. А кто ответит? И это не просто голословные страшилки для взрослых, а вещи серьезные. В ходе расследования резонансного пожара, который произошел в январе 2006 года в здании владивостокского НИИПРОМПРОЕКТа, были выявлены нарушения, аналогичные «статусным».
Вот что рассказывает начальник отдела надзорной деятельности Сергей Губанеев:
– В процессе эксплуатации здание «Статуса» очень изменилось. Оно строилось как физкультурно-оздоровительный центр, а превратилось в торгово-развлекательный. Здесь, в одном месте, полный разносол: ателье и бани, магазины и банки. Соответственно профилю и требования по пожарной безопасности разные. Но главное – помещения не разделены. Некоторые кабинеты даже не защищены пожарной сигнализацией. Эвакуационные выходы такие, что отсюда просто не убежать.
Но почему же не предупредили собственников о готовящемся закрытии здания? Лукавят хозяева, что ничего не знали, ни о чем не догадывались, ведь только прокуратура вела свои проверки более трех месяцев, а до них были еще и представители пожарного надзора. Скорее все были уверены: раз дело касается многих, никто не посягнет на серьезные запретительные меры. И просчитались. Имея прецедент, завтра будет легче подвергнуть проверке других.
Помощник прокурора Автозаводского района Евгений Архангельский объясняет вмешательство в дело прокуратуры:
– Такое исковое заявление, затрагивающее интересы большого количества собственников, а соответственно, ответчиков, направлено нами в суд впервые. Поэтому технически дело сложное. Но эту работу мы будем продолжать. Почему «Статус» стал первым? В данном помещении порядка 40 различных организаций, которые производят различные процедуры перерегистрации: одни съезжают, другие въезжают. И объективно проверить здание целиком в рамках 294-го ФЗ, защищающего малый бизнес и среднее предпринимательство, не представляется возможным. В дальнейшем мы будем обкатывать эту схему, смотреть, как лучше координировать свои действия. Безусловно, такие нарушения в городе еще есть. Думаю, скоро будут сынициированы действия и по остальным торговым центрам и учреждениям с массовым скоплением людей.
Судом наше ходатайство удовлетворено полностью. И сегодня отдел судебных приставов производит исполнение решения суда. Прокуратура сейчас вручает копии исковых заявлений собственникам, которые здесь находятся. Остальным направим по почте. Охрану общественного порядка осуществляют сотрудники УВД. Здесь присутствуют представители «Электросети» и ТЕВИСа, которые консультируют нас в части энерго- и теплоснабжения здания. Участвуют сотрудники Роспотреб-надзора, которые дают разъяснения арендаторам по конкретным продуктам питания: что можно оставить здесь на хранение, а что нельзя. Здание мы попросили освободить за три часа, потому что помещений много, а нам до конца дня предстоит еще провести много процедур и оформить массу документов, соответствующих процессуальному законодательству./vdmst.ru/