19.03.2011 Главный художник Белорусского театра кукол Валерий Рачковский видит своих будущих персонажей во сне. За свою творческую карьеру он подготовил столько спектаклей и придумал такое количество кукольных героев, что даже сам уже не может их подсчитать. Корреспондент «НГ» попросила Валерия провести для нее небольшую экскурсию в одно из самых таинственных мест, где живут куклы...
Взрослым этого не понять
Здание старейшего кукольного театра страны, что на улице Энгельса, даже со стороны кажется загадочным. Что уж говорить про музей, где живут миниатюрные звезды, которым рукоплещут и взрослые, и дети. У каждой куклы — своя судьба. Одна появляется на сцене вот уже тридцать лет, другая получила свою минуту славы и тут же вышла на пенсию...
— Куклы для детских спектаклей отличаются от персонажей взрослых постановок. Нельзя сказать, что делать проще, а что сложнее. С детскими героями очень сложная работа. Можно, конечно, сделать все красивенько и слащавенько. Но это будут штампы, а они сейчас не приветствуются. Мы постоянно ищем новые формы, стараемся не идти на поводу у зрителя, — говорит Валерий Евгеньевич.
Родители порой упрекают режиссеров в излишнем сюрреализме, мол, детям не понятны такие герои, у которых ни ног, ни рук, к тому же рот не открывается.
— Дети любят всех кукол. Они очень хорошо понимают условность. Нам порой кажется, что не поймут, не понравится... Но ребенок воспринимает куклу как живой персонаж. Он способен “одушевить” любой предмет, чтобы с ним играть. Взрослым этого не понять, они уже испорченные люди, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Валерий Евгеньевич.
Мистика, да и только!
Впрочем, и взрослым есть чему удивляться. Одной из самых популярных вечерних постановок в кукольном считается “Мастер и Маргарита”. Экспериментальная пьеса, в которой по сценарию куклы-манекены, гиганты с человеческий рост, сидят рядом со зрителями в зале, всегда собирает аншлаг. Во время действия куклы, оснащенные специальными механизмами, резко вставали и произносили реплики, чем приводили зрителей в восторженный ужас.
— “Мастера и Маргариту” боятся ставить. Это произведение имеет особый ореол, я полагаю, вы понимаете, о чем я говорю, — загадочно улыбается Рачковский. — Помню такое происшествие. На одной из декораций висел заряженный огнетушитель. Прямо во время спектакля он сорвался и заработал. Начал вертеться по сцене. Многие связывают это с мистикой произведения Булгакова.
Актеры выходят из-за ширмы
Размер кукол, их приблизительный внешний вид определяет режиссер. Вместе с художником, само собой. Впоследствии к работе приступают столяры, дизайнеры и непосредственно кукольники. Одежда для кукол, похожих на людей, и для абстрактных предметов. Костюмы екатерининской эпохи и чистый постмодернизм. Иногда приходится работать над утонченными марионетками, а иногда над манекенами, как в спектаклях “Вишневый сад” и уже упомянутая постановка “Мастер и Маргарита”. Актеры водят таких кукол за собой, а весят они около двадцати килограммов. Нелегкая ноша для хрупких барышень!
— Сейчас идет поиск новых форм, — рассказывает Валерий Евгеньевич. — Кукла как таковая в классическом виде отошла. Наша школа кукольного театра развивается в общемировом мейнстриме. Тем не менее у каждого театра свое лицо. Кукла — это образ. По сути актер может работать с любым предметом. Мы, к примеру, готовим спектакль, в котором будут играть не куклы, а огромные... пальцы. Около двадцати штук. Сегодня идет отказ от механики и навороченности. Актер вышел из-за ширмы. Поэтому психологические моменты встали на первый план, а техника ушла на второй./ng.by/