19.02.2011 Этот проект, определяющий основные направления развития рынка услуг в области пожарной безопасности, был неоднозначно воспринят представителями бизнес-сообщества, особенно, являющихся членами строительных СРО.
Институт саморегулирования в различных отраслях и сегментах экономики явление не новое. Оно заимствовано у развитых стран и успешно практикуется в строительной отрасли, у оценщиков, арбитражных управляющих, аудиторов России.
В основе функционирования института саморегулирования лежит, в первую очередь, принцип коллективной ответственности. За некачественную работу одного из членов партнерства отвечают все и не только репутацией, но и рублём из средств компенсационного фонда. Взнос в этот фонд, денежной суммы одинаковой для всех и определенной Федеральным законом, непременное условие вступления в СРО. Уже только из этих положений понятно, что члены саморегулируемых организаций не заинтересованы в проникновении в их ряды непрофессионалов и недобросовестных участников.
До сих пор обеспечением пожарной безопасности занималось государство. Авторы предложенного законопроекта считают, что назрела необходимость, по опыту развитых зарубежных стран передать часть регулятивных функций профсообществу. Это будет способствовать ликвидации административных бюрократических препон на пути получения разрешительной документации на проведение работ и оказание услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, значительно ускорит этот процесс.
Однако косность нашего мышления велика и большинство предпринимателей считают, что этими вопросами должны заниматься государственные ведомства такие как МЧС и, входящий в его состав Госпожнадзор, не осознавая, что саморегулирование ставит высокие барьеры перед недобросовестными игроками этого рынка услуг, предотвращая их проникновение в СРО. Государственный пожарный надзор не слагает полностью свои полномочия, выборочный контроль и надзор за деятельностью компаний будет вестись, но к нему добавиться постоянный контроль со стороны соответствующих структурных подразделений СРО (контрольные комиссии) за каждым членом партнерства. Данная система призвана повысить качество работ и предоставляемых услуг в этой области деятельности.
В рассматриваемом законопроекте определены главные требования для создания саморегулируемых организаций и вступления в них. Это наличие у компании определенного количества квалифицированных специалистов, технической оснащенности и материальных средств, для внесения взносов вступительных, членских, в компенсационный фонд и для получения полиса страхования гражданской ответственности.
Казалось бы, нет никаких сложностей, тем не менее, их предостаточно. С началом процесса реформирования строительной отрасли, все компании, занимающиеся проектированием, возведением, монтажом и наладкой систем противопожарной безопасности, согласно строительному законодательству, должны были вступать в СРО. Большая часть этих работ включена была в Перечень Минрегиона № 624 от 30. 12.2009 года. Для легитимного осуществления подобной деятельности необходимо было свидетельство о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Его имели право выдавать только СРО. Кроме этого, для проведения целого ряда работ по монтажу, ремонту, обслуживанию противопожарных установок и систем, выполнению трубо-печных работ необходимо было ещё и наличие лицензии МЧС. С 1 января текущего года действие их (лицензий) прекращено, то есть компании, выполняющие подобные работы вынуждены, для законного пребывания на этом рынке услуг, вступать в СРОПБ, в случае принятия, обсуждаемого документа.
В силу сложившихся обстоятельств, это, в основном, предприятия малых и средних форм бизнеса. Для них состоять в двух СРО непосильная материальная нагрузка. Механизм выхода из строительного партнерства, в связи с подобными обстоятельствами, не регламентирован на сегодняшний день ни одним нормативно-законодательным документом. Что же делать? Это вопрос к законодателям, принявшим данный документ в первом чтении./all-sro.ru/