18.02.2011 МЧС лоббирует антидобровольческий законопроект о добровольной пожарной охране – к такому выводу пришли общественники. Волонтерам ставят трудновыполнимые условия, само же МЧС мощнее не становится. К чему это приведет ближайшим жарким летом, остается только гадать.
Прошлым жарким летом, 2010 года, мы наблюдали отрадные примеры гражданской самоорганизации общества. Увидев, что пожарные из МЧС не справляются с расширяющим свои владения огнем, жители России начали сами тушить охватившие страну пожары. Объединения добровольцев возникали прямо на наших глазах – в социальных сетях, блогосфере, на форумах.
Попасть в правовое поле
Впрочем, власти не очень-то шли на сотрудничество с этими объединениями. Они не только не помогали волонтерам, но, напротив, нередко мешали им, рассказал «Филантропу» Сергей Ежов, один из добровольцев, тушивших леса Рязанской области.
По его словам, созданные МЧС оперативные штабы не могли предоставить добровольцам даже элементарных лопат, не говоря уже о какой-либо разумной координации их работы. Более того, чтобы попасть на пожар, волонтерам приходилось порой скрываться от сотрудников ДПС, которые не пускали их к месту возгорания.
Очевидно, обладай добровольные пожарные каким-либо правовым статусом, общаться с властью им было бы проще. Поэтому сама по себе идея законодательного регулирования деятельности добровольных пожарных обществ кажется правильной.
Вот только главный вопрос – как именно регулировать.
Разработку соответствующего законопроекта начали несколько лет назад МЧС совместно с Всероссийским добровольным пожарным обществом (ВДПО). Однако долго сотрудничество госструктуры и общественной организации не продолжилось. Концепция, предлагаемая МЧС, не могла удовлетворить общественников, МЧС к их доводам не прислушалось и в итоге работу над законом продолжило самостоятельно.
Да гори оно все синим пламенем
Руководитель лесного направления «Гринписа» Алексей Ярошенко в интервью «Филантропу» озвучил свою версию истории появления МЧСовского законопроекта. Первоначальной целью, по его мнению, было всего лишь «освоение» незначительной суммы из госбюджета, выделяемой на прописанную в документе «научно-исследовательскую деятельность». А потому работа над проектом шла довольно вяло. Однако после явных имиджевых провалов минувшим летом МЧС нужно было срочно продемонстировать бурную деятельность. Тут и достали из рукава готовый проект. Которым, в лучших российских традициях, решили убить сразу двух зайцев: использовать его не только в коррупционных, но и в пиар-целях. В итоге документ направили в Госдуму.
ВДПО с присоединившимися к нему другими общественными организациями предложили свой проект закона, принципиально отличающийся от министерского. Накануне заседания Думы были проведены слушания в Общественной палате, на которых эксперты сравнили оба проекта. Министерский вариант получил отрицательное заключение, однако в конце января Госдума приняла в первом чтении именно этот документ.
Общественники были возмущены, и в МЧС вроде как пошли на уступки. 10 февраля на расширенном заседании рабочей группы министерство представило серьезно обновленный текст законопроекта, который Дума, скорее всего, и будет рассматривать во втором чтении.
Впрочем, новым текст закона можно назвать только с текстологической точки зрения. В его концепции кардинальных изменений не произошло, отмечает руководитель противопожарного проекта «Гринписа» Григорий Куксин: более работоспособным закон не стал. Новый проект, как и старый, ставит такое количество административных барьеров на пути деятельности добровольных пожарных, что, столкнувшись с ними, они могут в отчаянии плюнуть: «Да гори оно все синим пламенем!».
Обязанности без прав
Надо понимать, что прежде всего правового регулирования требует деятельность не тех стихийных огнеборцев из больших городов, которые прошлым летом собирались на пожары с помощью «фейсбука». Речь идет о жителях 40 тысяч сельских населенных пунктов, которые никак сейчас не защищены от огненной стихии. И что же предлагает законопроект деревенским мужикам, не желающим отдавать свои дома в жертву богу огня?
Прежде всего, законопроект требует от мужиков создать юридическое лицо (что со следующего года автоматически означает необходимость получения лицензии на деятельность). Кроме того, пожарная дружина должна платить зарплату 3 (!) штатным сотрудникам. При этом должно осуществляться за свой счет (как и покупка оборудования или обучение добровольцев), потому что никакого финансирования добровольных пожарных со стороны государства законопроект не предусматривает. Он вообще не предусматривает каких-либо дополнительных прав для добровольцев, кроме одного – добровольцы с пятилетним стажем имеют преимущественное право при поступлении в пожарно-технические училища! Зато обязанностей у пожарных из народа будет, похоже, больше, чем у сотрудников МЧС.
В законопроекте МЧС происходит подмена понятий, уверена участник упомянутых слушаний в Общественной палате, один из координаторов возникшего летом в интернете проекта по координации работы добровольных пожарных Анастасия Северина.
В проекте же общественных организаций заложен, можно сказать, прямо противоположный подход: минимум барьеров и максимум помощи от государства. Однако шансов на то, что он будет всерьез рассмотрен Думой, мало: у Шойгу гораздо более серьезные лоббистские возможности, чем у общественных организаций. Впрочем, последние не сдаются: послали запросы во все профильные думские комитеты, во все фракции, даже передали свои замечания президенту Медведеву.
Конкуренция частникам
Общественность недоумевает, почему МЧС и депутаты настаивают на драконовском законе и не хотят прислушаться к мнению самих добровольцев. Григорий Куксин, в частности, предполагает, что реальное развитие добровольческого движения на местах может составить серьезную конкуренцию частным противопожарным предприятиям, которые тем или иным способом аффелированы со многими сотрудниками МЧС. Именно лоббистские усилия последних и влияют на решения Думы.
Наверное, добровольческое движение сможет развиваться и без правового регулирования, как это было до сих пор. Однако эксперты высказывают опасение, что после принятия закона у властей появится еще больше возможности ограничивать деятельность добровольцев – уже под предлогом закона. Ведь любой человек, не встроенный в систему, может стать нежелательным свидетелем произвола или непрофессионализма со стороны сотрудников МЧС, ДПС, чиновников, как это было летом 2010 года.
А ведь торфяники горят до сих пор. Специалисты бьют тревогу – предстоящее лето может стать не менее огненосным, чем прошлое. И если в прошлом году трагедии не удалось избежать даже с участием добровольных пожарных, то в нынешнем, если на пути их деятельности поставят правовые заграждения, – мы рискуем стать свидетелями или участниками еще более масштабной катастрофы./philanthropy.ru/