18.01.2011 Наступивший 2011 год Организация Объединенных Наций назвала Международным годом леса. Хотя решение об этом было принято еще пять лет назад, после страшного для российского лесного хозяйства "горячего" лета 2010-го, статус кажется символичным. Проводя торжественные мероприятия, посвященные развитию лесов, власти регионов не должны забыть, какие уроки им преподнес сезон пожаров.
У семи нянек
Лесное хозяйство - очень сложное для управления не только из-за огромных размеров, но и своей структуры. Площадь лесов во Владимирской области составляет 1,6 миллиона гектаров. Большая часть этого богатства, 91 процент, - относится к гослесфонду и подведомственна областному департаменту лесного хозяйства. Но есть зеленые массивы и на землях поселений, минобороны, дорожного хозяйства, энергетиков и в особо охраняемых природных территориях. Межведомственная разобщенность, по мнению директора департамента Николая Белоусова, и стала одной из причин того, что произошло в 2010 году.
- Весь апрель и май мы занимались тушением сельскохозяйственных палов, в день фиксировали по 40-50 возгораний, - рассказывает он. - Есть закон о пожарной безопасности, другие законы и огромное число подзаконных актов, где определено, кто чем должен заниматься. У каждого участка земли имеется хозяин. И чтобы сберечь лес, порой требуется самое элементарное - опахать поле, но и этого не делается. И когда горят заброшенные поля, мы не можем смотреть на это безучастно. Ведь если не потушим 5-10 гектаров, огонь в результате придет в наш лес и масштаб беды будет значительно больше.
Первый "звоночек" прозвенел после майских праздников в Ковровском районе. Тогда ни лесникам, ни арендатору, ни сотрудникам МЧС некогда было разделять зоны ответственности - важно было спасти поселок, где более 400 деревянных домов. Верховой огонь, распаленный сильным ветром, с воем рвался из леса с двух сторон. А в итоге из этой кошмарной битвы вышли с минимальными потерями, отстояв и поселок, и лес.
По официальной статистике, до 30 процентов площадей пожаров во Владимирскую область пришло из Московской, Рязанской и Ивановской. Порой протяженность фронта верхового огня, идущего от соседей, достигала 20 километров. И прорвать оборону огненного врага без наступления на чужую территорию было невозможно. Кто-то из соседей сам просил о помощи, а где-то владимирским лесникам приходилось углубляться на километры по собственной инициативе. Впрочем, на эту тему в департаменте стараются не распространяться - еще обвинят в нецелевом использовании средств.
Потерь не сосчитать
Сейчас нередко проводят сравнения с пожароопасным 1972 годом. Тогда во Владимирской области произошло 2005 лесных пожаров на площади около 45 тысяч гектаров, а в 2010-м - 1178 на 30 тысячах гектаров. Но главное отличие минувшего сезона от событий прошлого века в том, что на этот раз не было допущено гибели людей.
Потери в лесу случились только материальные - по последним данным, погибло около трех миллионов кубометров древесины, что превышает годовой объем рубки, так называемую расчетную лесосеку области. Но проверено, к сожалению, еще далеко не все. Самая большая площадь сгорела у арендатора - "Владимирского ЛПК". Но и здесь не торопятся - обследовали менее пятой части своего горельника.
В прошлом столетии все леса и выращивали, и охраняли, и рубили государственные структуры. В нынешнем - пришли арендаторы, которые по закону и должны были взять на себя эти функции. Сегодня в аренде находится чуть менее половины гослесфонда области, но далеко не каждый арендатор становится ответственным хозяином. Пересчитать таких - хватит пальцев на одной руке. В итоге, по данным областного отраслевого департамента, 76 процентов пожаров произошло на территории лесных участков, переданных в аренду. Но процедура расторжения договора с недобросовестным арендатором очень сложна - только через суд. И если, к примеру, из ста километров минерализованных полос арендатор проложил лишь километр, суд, как правило, принимает его сторону: мол, о невыполнении договора здесь и речи не идет.
Сегодня большой пороховой бочкой стали заброшенные торфоразработки. Но любая попытка присоединить уже залесившиеся участки к гослесфонду пресекается на корню: тут же находится собственник в лице частника, государства, предприятия, конкурсного управляющего. По мнению директора департамента лесного хозяйства, здесь нужно взвешенное государственное решение, аналогичное тому, что сегодня провозглашается на федеральном уровне в отношении хозяев заброшенных сельхозугодий. Не пашешь и не сеешь - отдай государству!
Дан сигнал
Один из уроков прошедшего пожароопасного сезона - беспрецедентное техническое усиление лесной отрасли. Только в 2011-2012 годах лесное хозяйство области должно получить около 40 единиц новой противопожарной техники для создания пяти современных пожарно-химических станций третьего типа, самых мощных из существующих.
Кстати, большую роль в спасении леса от пожара сыграла Владимирская база авиационной охраны лесов. Вспоминая, с каким трудом ее пришлось отстаивать региональным властям перед вышестоящим начальством и сохранить как госучреждение в структуре департамента лесного хозяйства, здесь подчеркивают, что такая база сегодня - единственная в ЦФО. А ведь система авиапатруля в свое время действовала во многих субъектах. Прошлым же летом самолеты владимирской авиабазы поднимались в воздух два-три раза в день, помогая не только себе, но и соседям.
Но техники решает не все. Данные о возгораниях со спутника пока запаздывают на четыре-пять часов. Информационная система дистанционного мониторинга (ИСДМ) получила высокую оценку специалистов и внедрена в области повсюду. Однако и она не всесильна: не распознает маленькие очаги, а в условиях сильного задымления ее информативность падает в несколько раз.
Зато сигнал от лесника поступает в считаные минуты. В свое время, как рассказывают старожилы, стоило этому всегда уважаемому человеку прибежать в деревню с вестью о пожаре, как все население дружно поднималось на борьбу с красным петухом. А ведь главное - увидеть лесной пожар в зародыше. Тогда и эффективность борьбы с ним выше, и ущерб минимальный.
До принятия нового Лесного кодекса в 2006 году в области работали 1920 лесников, а с его принятием осталось 370, теперь уже государственных лесных инспекторов. И еще хорошо, что во Владимирской области в каждом районе создали филиалы ГУП ВО "Владлеспром" и основная масса специалистов была трудоустроена там. Но если раньше в зоне ответственности каждого лесника было от 900 до 1000 гектаров леса, то нагрузка на нынешнего инспектора выросла в четыре-пять раз. А как раз накануне пожароопасного сезона, 1 апреля 2010 года, у них отняли возможность составлять административные протоколы по большей части статей…
Кстати, под Новый год в департаменте получили на изучение поправки в Лесной кодекс.
- Радует, что большая их часть касается пожарной безопасности, - говорит Николай Белоусов. - Мы внесли и свое предложение - вернуть лесную охрану.
А как у соседей
В РЯЗАНСКОЙ области один из главных выводов из ЧС минувшего лета - необходимость реформирования лесной отрасли, которое началось с того, что управление лесного хозяйства подняли до уровня министерства. Разрабатывается целевая отраслевая программа по лесам, включающая мероприятия по устранению последствий пожаров, вырубке горельника, разбору и утилизации завалов, обводнению торфяников, высадке нового леса, созданию противопожарных прудов и другое. Акцент будет сделан также на ужесточении контроля и санкций в отношении незаконной вырубки и вывоза леса, усилении службы лесничества, а также укреплении материально-технической базы пожаротушения.
В БЕЛГОРОДСКОЙ области утверждена программа "Охрана лесов от пожаров на период до 2015 года", реализация которой будет проводиться из средств федерального и областного бюджетов. Власти рассчитывают устроить противопожарные барьеры, отремонтировать ряд лесных дорог и организовать подготовку кадров для пожаротушения. Областной бюджет возьмет на себя оснащение территорий лесопожарным оборудованием и усовершенствование систем обнаружения возгораний. В регионе уже развертывается система видеомониторинга "Лесной дозор", которая охватит сразу несколько районов.
В ОРЛОВСКОЙ области один из ключевых моментов региональной программы по охране, защите и воспроизводству лесов - создание надежной системы тушения пожаров. Власти уже распорядились усилить контроль за качеством выполнения лесохозяйственных работ и строительством в лесной зоне, которое порой ведется с нарушением норм и правил. Планируется создать надежную систему связи и оповещения. Крайний срок подготовки лесничеств к "пожароопасному сезону" - 1 апреля. При этом уже сформированы 19 лесопожарных групп, дополнительно закуплены три пожарно-патрульных комплекса, два трактора с тяжелыми лесными плугами, огнетушители и пожарный автомобиль. /rg.ru/