13.01.2011 Стабильное энергоснабжение в Подмосковье не будет восстановлено по крайней мере до начала марта. Именно до этого времени правительство Московской области продлевает режим чрезвычайной ситуации, объясняя происходящее «ледяным дождем», который прошел в регионе в конце декабря. Но потребители видят причины отключений не столько в природных явлениях, сколько в системных проблемах электросетевого хозяйства, где руководство недостаточно заботится о надежности энергоснабжения. Наличие системных проблем косвенно подтверждают и сами энергетики: вчера Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК) объявила о планах создания аварийно-восстановительного мобильного резерва, которого до сих пор у нее не было. Между тем уже звучат предложения о пересмотре типовых договоров с потребителями, с тем чтобы зафиксировать в них размер штрафов и неустоек в случае отключений электроэнергии.
В среду МОЭСК объявила о создании аварийно-восстановительного мобильного резерва. «Необходимость формирования подобного подразделения показали события конца прошлого – начала текущего года. Руководство МОЭСК должно иметь мобильную группировку сил и средств, способную максимально оперативно начать работу по ликвидации технологических нарушений, вызванных в том числе аномальными погодными условиями», – объясняют представители МОЭСК. В состав мобильного резерва предлагается ввести специальную технику: автомобильные подъемники на полноприводном или гусеничном шасси с манипуляторами для резки растительности; универсальную гусеничную технику; автокраны и манипуляторы, обеспечивающие установку опор ЛЭП. В резерв предполагается также включить харвестеры – многофункциональную технику для валки леса, обрезки сучьев и раскряжевки.
«Чрезвычайные ситуации требуют как чрезвычайных мер реагирования, так и кропотливой ежедневной работы, направленной на снижение вероятности возникновения таких ситуаций», – говорит эксперт-аналитик департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. По его словам, провода рвались не только под тяжестью льда и снега, но и упавших на них деревьев, что говорит о систематическом несоблюдении нормативов по поддержанию просек в районах пролегания ЛЭП. Эксперт считает, что ликвидация последствий массовых повреждений сетей требует усилий не только одной компании, но и энергетиков из соседних регионов. «При этом планы совместных действий должны быть заранее подготовлены и проверены в ходе учений», – отмечает Григорьев и предлагает «подумать о создании при Минэнерго и МЧС специальной структуры, ответственной за координацию действий энергетиков из нескольких субъектов Федерации».
Между тем жители Подмосковья считают, что причины для нынешней масштабной аварии копились многие годы. «В поселениях Московской области энергетические коллапсы систематически случаются после каждой оттепели, снегопада, ветра или дождя. Ничего подобного не наблюдается в сетевом хозяйстве соседней столицы или, например, соседних областей», – говорит пресс-секретарь Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Юлия Шарапова – сама жительница ближайшего Подмосковья. По ее словам, в Московской области от деградации электросетевого хозяйства страдают многие жители, которые сегодня уже не надеются на помощь энергетиков и пытаются восстановить заваленные деревьями линии электропередачи самостоятельно. «Энергетики научились шантажировать потребителей отключением в случае несвоевременной оплаты, но сами уклоняются от выплаты штрафов или неустоек потребителям в случае отключений по вине сетевого хозяйства», – отмечает Шарапова. Кроме того, подмосковные энергетики многие годы не заботились о поддержании надежности, не инвестировали достаточно средств в модернизацию сетей или поддержание просек в надлежащем состоянии. «Энергетики ежегодно добиваются повышения тарифов, но качество или надежность их услуг не улучшается. Так, в Подмосковье есть поселения, где жители не могут пользоваться электрическими чайниками или утюгами, поскольку в сети поддерживается очень низкое напряжение. Многочисленные жалобы потребителей при этом остаются без ответа», – напоминает Шарапова. Юристы ОЗПП планируют, по ее словам, добиваться включения в типовые договоры с потребителями условий выплаты неустоек в случае отключений электроэнергии./ng.ru/