28.12.2010 INTERFAX.RU - Транспортная прокуратура начала проверку деятельности авиакомпаний и аэровокзальных комплексов "Домодедово" и "Шереметьево" в связи с массовыми задержками рейсов, сообщил "Интерфаксу" московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов. "Во вторник транспортная прокуратура прибыла в аэропорты для изучения ситуации на месте", - отметил он. "Проверка направлена на обеспечение прав пассажиров", - подчеркнул Поспелов.
По его словам, "авиакомпании обязаны бесплатно предоставить пассажирам следующие услуги: комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми в возрасте до 7 лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании рейса более двух часов". Он отметил, что "авиаперевозчики обязаны обеспечить напитками всех пассажиров при ожидании рейса более двух часов, а через четыре часа предоставить горячее питание, и далее - каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью - кормить пассажиров за свой счет".
Поспелов подчеркнул, что при ожидании вылета более восьми часов пассажиры должны быть размещены в гостинице, авиакомпании должны обеспечить им транспортировку до отеля и обратно. "Это определено Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами", - добавил прокурор. "Именно защита прав пассажиров и станет объектом проверки, - заявил прокурор. - Задержки рейсов вполне объяснимы, но интересы пассажиров должны быть соблюдены независимо от количество ожидающих вылетов". Он добавил, что решение о проверке было принято накануне, во вторник сотрудники прокуратуры выехали в аэропорты и авиакомпании.
Ранее правозащитники призвали наказать виновных в сбое в работе московских аэропортов и энергоснабжении населенных пунктов в Подмосковье. Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила "Интерфаксу" во вторник, что ее беспокоит происходящее в московских аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево", где скопились тысячи пассажиров, которые не могут улететь, а также отсутствие тепла и света в десятках населенных пунктов Подмосковья. "Ответственные за то, чтобы все это работало, должны были наказаны", - сказала Алексеева. "Наступление таких погодных условий в наших краях довольно обычное явление. Это не какой-то форс-мажор", - отметила правозащитница. "Вспомните летние лесные пожары, когда мы все задыхались в дыму. Их некому было тушить. Власти не выполняют обязанности по обеспечению нам нормальной жизни, комфорта и соблюдению наших прав и свобод", - сказала глава МХГ.
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев заявил "Интерфаксу", что его беспокоит ситуация, в которой оказались тысячи пассажиров в московских аэропортах, и те, чьи дома остаются без света. "Чиновники должны дать публичное объяснение того, что происходит", - сказал правозащитник. Он заявил, что власти должны постараться сделать все, чтобы защитить права граждан, а не "реагировать дубовым образом, направляя в превентивных целях аэропорты ОМОН". При этом он заявил, что нужно учитывать, что причиной сбоев стал аномальный ледяной дождь в прошлые выходные. "Честно говоря, такого обледенения я раньше не видел", - сказал Пономарев.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко со своей стороны напоминает, что пассажиры, которые отказались лететь из-за задержки рейса, вправе требовать компенсаций. "Особо следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ закреплено правило, согласно которому "в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату", - говорилось в обращении Онищенко к руководителям региональных отделений Роспотребнадзора, опубликованном в понедельник на сайте ведомства. Вместе с тем, глава Роспотребнадзора отмечает, что в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ авиапассажир может потребовать выплаты штрафа в размере 25% минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости билета. Кроме того, согласно требованиям пункта 99 Федеральных авиационных правил (ФАП) в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, "для пассажиров должны быть организованы: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа". "Все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы", - отмечается в сообщении.
Сразу же после того, как стало известно о проблемах в "Домодедово", Онищенко заявил, что пассажиры, которые не смогли улететь из этого аэропорта, вправе требовать компенсаций. "Международный аэропорт "Домодедово" оказался без резервного электричества, тем самым из стандарта лучших аэропортов страны перешел в стандарт сельского, поскольку самолеты взлетали только днем. Это видимо заставит соответствующие службы сделать определенные выводы", - заявил он "Интерфаксу". "В этой ситуации ущемляются права потребителей - тех, кто купил билет и под этот прилет или вылет у него были спланированы бизнес-дела или дела в сфере личных интересов. Их пришлось срочно пересматривать. Это очевидный факт с точки зрения несоблюдения законодательства в сфере прав потребителей", - сказал Онищенко.
/Интерфакс/