27.12.2010 Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Двадцать лет в строю - Сергей Шойгу имеет право так назвать свои мемуары. Сегодня он возглавляет МЧС, а его должность полностью называется министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Мощное уникальное ведомство, возглавляемое Шойгу, не раз меняло название, но неизменно выполняло свои основные задачи. А начало было положено 27 декабря 1990 года. В этот день вышло постановление Совета министров РСФСР (страна еще именовалась так и была частью Советского Союза) "Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций". Корпус возглавил Сергей Шойгу. В 1995 году это число указом президента было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Поменялась страна, сменилось четыре президента (включая Михаила Горбачева), десять правительств, и только Шойгу остается единственным незаменимым. Ему принадлежит абсолютный рекорд пребывания на посту среди всех российских постсоветских политиков министерского ранга. Из всех высокопоставленных чиновников с ним мог состязаться до недавнего времени только Юрий Лужков, но и тот уже сошел с дистанции. Шойгу остается, судя по всему, всерьез и надолго. В чем же секрет подобного политического долголетия?
Прежде всего, глава МЧС не дал ни малейших оснований не то что для "утраты доверия", но хотя бы для сомнений в соответствии занимаемой должности. Чрезвычайные ситуации возникают одна за другой, работы у Шойгу и его ведомства много. Но они справляются. Делают, что могут. Спасают, устраняют последствия стихийных бедствий и человеческого разгильдяйства и чиновничьего головотяпства. Конечно, главный спасатель изначально находится в выигрышной позиции. Но нельзя же его за это упрекать!
Кроме того, Шойгу избрал и довел до совершенства современный стиль руководства. Он стал медийной фигурой. Создал эффектный образ эффективного "кризисного менеджера". Он всегда лично приезжает на место катастрофы, наводнения, землетрясения, любого крупного бедствия и трагедии. Сам руководит спасательными работами. Постоянно находится в центре телерепортажей. Охотно дает интервью и пресс-конференции, и в публичных выступлениях демонстрирует компетентность, знание мельчайших деталей. В результате он был и остается самым популярным министром в любом российском правительстве.
Казалось, что страшные пожары лета 2010 года нанесли ущерб этой непробиваемой популярности, слишком много было жертв и разрушений, а Государственная противопожарная служба с 2002 года находится в составе МЧС. Но Шойгу разъяснил, что согласно Лесному кодексу его ведомство не несет ответственность за тушение или предотвращение лесных пожаров, этим должны заниматься местные власти, которые никак не могли справиться с разбушевавшимся огнем. Сложилась странная и абсурдная ситуация. Стихия вышла из-под контроля. Подчиненных чрезвычайного министра уведомили слишком поздно. Но они постарались, и ликвидация последствий все равно стала заслугой МЧС.
Столь же грамотно и умело действовал Шойгу в чрезвычайных ситуациях политического характера. И в 1991 году, когда своевременно принял сторону Ельцина, за что после провала путча был награжден медалью "Защитник свободной России". И в 1993 году, когда полностью поддержал президента России. И в других, не столь драматических, поворотных событиях новейшей истории России он всегда оказывался в стане победителя. Причем не после, а до победы.
Шойгу сделал так, что его ведомство всегда подчеркнуто дистанцируется от политики, но сам не чурается в ней активно участвовать. Он был доверенным лицом Ельцина во время президентских выборов 1996 года, помогал Виктору Черномырдину создавать партию "Наш дом Россия", входил в ее политсовет. Затем стал одним из учредителей движения "Единство", на основе которого позднее сформировалась "Единая Россия". И тут у Шойгу была ключевая роль. Он вошел в высшее руководство партии власти, неизменно присутствовал в ее избирательных списках, исправно за нее агитировал. Всякий раз его личная популярность способствовала успеху партий и кандидатов, которых он поддерживал.
Иногда, правда, он выступал с весьма экзотическими политическими заявлениями. Так, в ходе думской избирательной кампании Шойгу предложил лишать гражданства россиян, которые трижды без уважительных причин не участвовали в выборах. Понятно, что такая инициатива противоречила Конституции. Основной закон не предусматривает процедуры лишения гражданства. Но и это ему не повредило. Он как бы показал, что он человек простой, далекий от "политического крючкотворства", немного переусердствовал из самых лучших побуждений.
В конце концов, получилось так, что Сергей Шойгу стал необходимым устойчивым элементом российской политической системы. Социологические опросы показывают, что, несмотря на неизменно высокий рейтинг премьера и президента, неуклонно падает доверие населения ко всем институтам власти, к правительству в том числе. И там обязательно должен быть такой популярный министр с безупречной репутацией и колоссальным опытом, который просто делает свое дело, в политических играх не участвует и на которого всегда можно положиться. А чрезвычайных ситуаций, последствия которых придется ликвидировать, ему и его министерству хватит еще не на один год.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции/rian.ru/