07.12.2010 3 декабря 2010 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект № 465958-5 "О добровольной пожарной охране". Основная идея авторов законопроекта очень проста - они хотят возложить на добровольных пожарных обязанности, сопоставимые с обязанностями работников государственной пожарной охраны (эти обязанности четко и однозначно прописаны в статье 13 законопроекта), не расходуя при этом на обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, защиту прав и интересов добровольных пожарных ни копейки из федерального бюджета (это однозначно следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту). МЧС, очевидно, хочет, чтобы добровольные пожарные бесплатно выполняли его работу по защите поселений (главным образом сельских) и хозяйственных объектов, и при этом чтобы МЧС имело возможность полностью контролировать работу добровольных пожарных и отчитываться этой работой - а правительство, внесшее законопроект в Думу, полностью это желание МЧС поддерживает.
Ниже приводится текст финансово-экономического обоснования к законопроекту, пояснительная записка к нему, а также текст законопроекта, внесенный в Государственную Думу.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О добровольной пожарной охране"
Принятие Федерального закона "О добровольной пожарной охране" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
* * * * *
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О добровольной пожарной охране"
Проект федерального закона "О добровольной пожарной охране" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 2817.
Законопроектом предлагается урегулировать общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью добровольной пожарной охраны.
Положениями законопроекта определены аспекты социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных, установлены права, обязанности и ответственность добровольных пожарных.
Законопроектом установлено, что добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и тушению пожаров.
Расходы на материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны предлагается возложить на их учредителей или предусматривать за счет собственных средств.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности", в части уточнения редакций отдельных статей, регламентирующих деятельность добровольной пожарной охраны.
* * * * *
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О добровольной пожарной охране
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе граждан и (или) юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров;
добровольный пожарный - гражданин, являющийся членом общественного объединения пожарной охраны и осуществляющий на безвозмездной основе деятельность по профилактике и (или) тушению пожаров;
добровольная пожарная дружина - подразделение добровольной пожарной охраны, не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;
добровольная пожарная команда - подразделение добровольной пожарной охраны, на вооружении которого имеются мобильные средства пожаротушения;
подразделение добровольной пожарной охраны - территориальная или объектовая добровольная пожарная команда (дружина);
работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с подразделением добровольной пожарной охраны.
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Статья 3. Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной охраны являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, настоящий Федеральный закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации.
Статья 4. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности общественных объединений пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, могут оказывать поддержку при осуществлении их деятельности и предусматривать систему мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных в рамках законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Глава 2. Добровольная пожарная охрана
Статья 5. Общественные объединения пожарной охраны
Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации добровольное, самоуправляемое, социально ориентированное некоммерческое объединение граждан и юридических лиц, объединившихся для реализации предусмотренных уставом общественного объединения целей, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Учредителями общественных объединений пожарной охраны могут выступать физические и (или) юридические лица.
Права и обязанности членов общественного объединения пожарной охраны определяются уставом этого объединения.
Общественные объединения пожарной охраны создаются в следующих организационно-правовых формах:
общественная организация;
общественное учреждение.
Создание, реорганизация, ликвидация общественных объединений пожарной охраны, порядок осуществления их деятельности определяются гражданским законодательством Российской Федерации и федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях".
Статья 6. Особенности организации деятельности общественных объединений пожарной охраны
В форме общественной организации пожарной охраны могут создаваться союзы (ассоциации), основанные на членстве, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в области пожарной безопасности.
Членами общественных организаций пожарной охраны могут быть физические лица и (или) юридические лица, заинтересованность которых в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава этой общественной организации оформляется соответствующими заявлениями или документами.
В форме общественного учреждения пожарной охраны могут создаваться добровольные пожарные команды и дружины, ставящие своей целью профилактику и (или) тушение пожаров на территориях городских и сельских поселений (территориальные добровольные пожарные команды или дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или дружины).
Должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения комплектуются штатными работниками.
На штатные должности общественных объединений пожарной охраны принимаются работники на условиях трудового договора.
Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной команды осуществляется ее руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности решением учредителя (учредителей).
Объектовые добровольные пожарные команды (дружины) могут создаваться по месту работы или учебы граждан.
Деятельность добровольной пожарной команды (дружины), их структура, права и обязанности работников и добровольных пожарных определяются уставом добровольной пожарной команды (дружины).
Статья 7. Задачи добровольной пожарной охраны
Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание помощи пострадавшим;
участие в деятельности по тушению пожаров (их локализации и ликвидации) и проведению аварийно-спасательных работ.
Статья 8. Личный состав добровольной пожарной охраны
Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных.
Добровольными пожарными могут быть граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с осуществлением профилактики и (или) тушения пожаров.
Для личного состава добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.
Статья 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), а также средств государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Имущество добровольной пожарной охраны
Имущество добровольной пожарной охраны формируется посредством передачи имущества учредителем (учредителями) в безвозмездное пользование и (или) оперативное управление добровольной пожарной команде (дружины), добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды (дружины) мероприятий, а также средств государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, находящееся в собственности (владении, пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должно использоваться только по целевому назначению.
Глава 3. Статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных
Статья 11. Регистрация добровольных пожарных
Гражданин приобретает статус добровольного пожарного с момента его обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок ведения и ведет сводный реестр добровольных пожарных.
Статья 12. Права добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны имеют право на:
защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей в добровольной пожарной команде (дружине);
возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с деятельностью добровольной пожарной команды (дружины), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды (дружины) на законных основаниях в деятельности по профилактике и (или) тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, оказанию помощи пострадавшим;
информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности организаций, органов местного самоуправления, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
внесение в органы местного самоуправления, организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности в населенных пунктах и в организациях;
осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности".
Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, могут обеспечиваться средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми
для осуществления работ по тушению пожаров, по нормам, установленным для соответствующих должностей в подразделениях Государственной противопожарной службы.
Статья 13. Обязанности добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны обязаны:
обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой подготовки добровольных пожарных;
прибывать к месту пожара при получении сообщения о пожаре;
участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины);
нести службу (дежурство) в соответствии с графиком, утвержденным руководителем добровольной пожарной команды (дружины), по согласованию (при необходимости) с руководителем организации по месту основной работы (учебы) добровольного пожарного;
соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды (дружины), дисциплину и правила по охране труда в пожарной охране;
содержать в исправном состоянии специальное снаряжение, пожарно-техническое вооружение и оборудование;
выполнять распоряжения руководителя подразделения добровольной пожарной охраны и руководителя тушения пожара.
Статья 14. Материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Учредитель (учредители) общественного объединения пожарной охраны вправе устанавливать формы и размеры материального стимулирования добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны.
Периодичность материального стимулирования добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, размеры денежных вознаграждений (премий) устанавливаются учредителем (учредителями) по представлению руководителя добровольной пожарной команды (дружины) в зависимости от объема средств на содержание команды (дружины) и личного вклада добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в результаты деятельности добровольной пожарной команды (дружины).
Статья 15. Страхование добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах, могут за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на их содержание, осуществлять личное страхование добровольных пожарных на период привлечения к указанным мероприятиям.
Статья 16. Компенсации и льготы, предусмотренные добровольным пожарным
Добровольные пожарные по месту основной работы (учебы) освобождаются от работы (учебы) без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы (учебы), должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды (дружины), прохождения ими первоначальной подготовки, если участие в тушении пожаров, несение службы (дежурства), первоначальная подготовка осуществляются в рабочее время.
Подразделения добровольной пожарной охраны, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее время к участию в тушении пожаров, несению службы, прохождению подготовки, вправе выплачивать за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по основному месту работы (учебы) компенсацию в размере и в порядке, которые определенны соответствующими общественными объединениями пожарной охраны.
Добровольным пожарным территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны за счет средств, предусмотренных на содержание указанных подразделений, выплачиваются компенсации, предусмотренные гражданско-правовым договором о выполнении добровольным пожарным работ по профилактике и (или) тушению пожаров.
Привлечение граждан к исполнению обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны допускается с их согласия с выплатой компенсации в денежной форме. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения гражданами обязанностей добровольных пожарных сверх 48-часовой продолжительности еженедельного времени несения службы (дежурства) в подразделении добровольной пожарной охраны суммируется и предоставляется добровольным пожарным по согласованию с ними в виде дополнительного времени отдыха, предусматриваемого в графике дежурств.
Размер и порядок выплаты компенсации определяются в порядке, установленном учредительными документами территориальных подразделений добровольной пожарной охраны или распорядительными документами собственника организации (для объектовых подразделений добровольной пожарной охраны), отражаются в гражданско-правовом договоре о выполнении добровольным пожарным работ по профилактике и (или) тушению пожаров. В том же порядке добровольным пожарным возмещаются расходы, связанные с оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) до места прохождения первоначальной подготовки и обратно, а также командировочные расходы.
Добровольные пожарные, находящиеся в реестре добровольных пожарных пять и более лет, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения.
Статья 17. Социальная защита членов семей добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов семей добровольных пожарных и работников подразделений добровольной пожарной охраны, в том числе в случае гибели пожарного или работника подразделения добровольной пожарной охраны.
Глава 4. Организация службы добровольной пожарной охраны
Статья 18. Несение службы добровольными пожарными и работниками добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и состоящие на соответствующих штатных должностях работники добровольной пожарной охраны допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии документа о прохождении ими подготовки по программе первоначального обучения.
Режим несения службы (дежурства) добровольных пожарных устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Режим несения службы (дежурства) и отдыха работников добровольной пожарной охраны устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 19. Подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны
Добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки.
Первоначальное обучение и последующая подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляются в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих соответствующую лицензию на обучение.
Статья 20. Привлечение подразделений добровольной пожарной охраны к тушению пожаров
Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекаются к тушению пожаров в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Степень участия подразделений пожарной охраны в выполнении возложенных на них задач определяется оснащенностью материально-технической базы этих подразделений.
Выезд территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров в закрепленном за ними районе выезда (обслуживания) осуществляется в безусловном порядке, а за пределы указанного района - в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.
Объектовые подразделения добровольной пожарной охраны привлекаются к тушению пожаров за пределами территорий охраняемых организаций в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.
Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, осуществляет функции руководителя тушения пожара. После прибытия на пожар должностных лиц Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляется этими лицами, а личный состав подразделения добровольной пожарной охраны выполняет их распоряжения по тушению пожара.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69 "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 2004, № 35, ст. 3607):
1) в части третьей статьи 10 после слов "в том числе" дополнить словами "деятельности территориальных подразделений";
2) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Президент Российской Федерации/forestforum.ru/