26.11.2010 Сергей Шатиров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике
РУБРИКА: ВЗГЛЛЯД ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Напомню, что аварии на шахтах Кузбасса «Юбилейная», «Ульяновская» в 2007 году, а также на «Распадской» в мае этого года заставили Совет Федерации подготовить ряд постановлений, которые были направлены в Правительство Российской Федерации с целью подготовки и проведения мер, повышающих безопасность в угольной отрасли. О том, как идут дела в этом направлении, законодателям сообщит министр энергетики Сергей Шматко в рамках «правительственного часа» на пленарном заседании 1 декабря.
Анализ трагедий показал, что в угольной отрасли страны не срабатывает система предупреждения катастроф.
Федеральные власти сделали серьёзнейшие выводы, приняли ряд мер для исправления системных ошибок в обеспечении безопасности работ в шахтах. По сути, начался новый этап в жизни отрасли. Какие изменения ждут горняков? Этот и многие другие вопросы, я уверен, будут заданы министру.
К сожалению, в области угледобычи законодательство не менялось с 80-х годов прошлого века. Его необходимо привести в соответствие с современностью. По оценке специалистов, более 700 нормативных и правовых документов нуждается в пересмотре. Совет Федерации 9 июня принял постановление «О законодательном обеспечении безопасных условий труда в угольной отрасли». В нём впервые чётко сформулирована трёхуровневая система по обеспечению безопасности работ в шахте.
В весеннюю сессию Федеральным Собранием РФ приняты два системообразующих закона, касающиеся угледобычи, первый из них – о дегазации угольных пластов. Он называется достаточно длинно – «О внесении изменений в статьи 1 и 14 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом документе содержатся нормы, направленные на предотвращение взрывов метана и угольной пыли в сверхопасных пластах. Собственнику предписано уже с разработки проекта предусматривать затраты на обязательную дегазацию в угольных разработках до прихода туда людей.
Ответственность собственников ужесточается. В частности, вносятся изменения в Кодекс административных правонарушений, которые позволят штрафовать нерадивых управленцев, не выполняющих требующиеся по закону работы. Вносятся изменения в Закон «О недрах» – теперь при выдаче лицензии на добычу угля обязательным условием для собственника будут затраты на обеспечение безопасности. Люди, не выполняющие требования закона, просто лишатся своего бизнеса. Кроме того, предусматривается ужесточение наказаний всех членов коллективов шахт – от руководителя до рядового сотрудника – за нарушения требований безопасности. Ответственность предполагается как административная, так и уголовная.
Нам также удалось добиться принципиальных изменений в системе оплаты труда шахтёров. Зарплата угольщиков состоит из трёх основных составляющих. Первая – постоянная плата за квалификацию, безусловный риск. Она устанавливается в соответствии с тарифной сеткой. Вторая часть – компенсация за время, затраченное рабочим на дорогу в лаву. А вот третья составная часть заработка – сдельная, она зависит от перевыполнения плана. После аварии на «Распадской» принято правительственное решение об изменении механизма начисления зарплаты. Доля её, не зависящая от выработки, будет увеличена. Это позволяет надеяться, что прекратится «гонка за планом», который старались перевыполнить любой ценой, в том числе и нарушая правила безопасности.
Второй уровень системы безопасности состоит в воссоздании системы государственного контроля. Так, Ростехнадзор, по поручению Президента, подчиняется теперь непосредственно Правительству РФ. Отныне ведомство может закрывать шахты с эксплуатационными нарушениями без решения суда. Военизированные горноспасательные части перестают быть акционерными обществами и передаются в ведомство МЧС России.
Третий уровень – это новые технологии в отрасли. Сегодня лозунг «Даёшь стране угля!» больше не актуален. Внутренний рынок этим видом топлива вполне обеспечен, порты загружены экспортным углём. Сверхплановые добычи экономике не нужны. Основное направление развития угольной отрасли – не просто добыча угля, а повышение уровня его переработки. Именно глубокая переработка значительно повысит экономический эффект в отрасли. Кроме того, в Кузбассе введён в строй первый в стране газометановый комплекс. Он позволяет перерабатывать метан, содержащийся в угольных пластах, и использовать полученный газ на нужды экономики. В планах – создание новых отраслей энергетического комплекса, например газохимии./pnp.ru/