25.11.2010
Предлагаемая редакция законопроекта не гарантирует, а только допускает страхование жизни и здоровья добровольных пожарных, обеспечение их средствами индивидуальной защиты и снаряжением, обеспечение правовой и социальной защиты членов семей в случае гибели добровольного пожарного, и т.д.
Предлагаемая редакция законопроекта исключает возможность самовольного участия граждан в добровольной пожарной охране. Каждый гражданин, прежде чем стать добровольным пожарным, должен пройти регистрацию в специальном реестре, порядок ведения которого должен быть определен МЧС, а также получить документ о прохождении специальной подготовки в организации, имеющей лицензию. Кроме того, добровольные пожарные, в соответствии с этим законопроектом, смогут действовать только в рамках созданных общественных объединений. Эти требования могут настолько забюрократизировать деятельность добровольной пожарной охраны, что в реальности ее эффективная работа станет почти невозможной.
Предлагаемая редакция законопроекта практически исключает возможность развития пожарного добровольчества в небольших и небогатых поселениях и организациях. В соответствии с законопроектом, должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей должны быть укомплектованы штатными сотрудниками, что в большинстве сельских населенных пунктов вряд ли будет возможно в силу отсутствия необходимых для этого средств. Обучение каждого добровольного пожарного в лицензированной организации также может оказаться неподъемным для большинства сельских населенных пунктов.
Таким образом, законопроект:
а) возлагает на добровольных пожарных обязанности, примерно равные обязанностям штатных пожарных, но не обеспечивает добровольных пожарных правами и гарантиями, хоть сколько-нибудь сопоставимыми с правами и гарантиями штатных пожарных;
б) резко увеличивает бюрократизм в сфере деятельности добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных;
в) вводит условия, при которых создание добровольных пожарных команд в небольших и бедных сельских населенных пунктах станет невозможным в силу нехватки финансирования.
Все это вместе взятое способно дискредитировать идею пожарного добровольчества "до степени прекращения роста".
Без развития добровольной пожарной охраны обеспечить пожарную безопасность в большинстве сельских населенных пунктов России и на большей части ее природных территорий невозможно, главным образом из-за крайне низкой эффективности МЧС в целом. Закон о добровольной пожарной охране стране нужен, но явно не в том виде, в котором его предлагает принять МЧС. Если закон о добровольной пожарной охране будет принят в предлагаемой МЧС редакции без существенных изменений - скорее всего, для обеспечения пожарной безопасности сельских населенных пунктов и природных территорий это будет иметь примерно такие же последствия, какие имело принятие Лесного кодекса 2006 года для лесного хозяйства России.
Проект федерального закона "О добровольной пожарной охране" был разработан в 2009 году ФГУ ВНИИПО МЧС России. В ноябре 2009 года проект закона был размещен на официальном сайте МЧС для проведения независимой экспертизы. Впоследствии проект закона был в значительной степени переработан, и 11 ноября 2010 года рассмотрен и одобрен на заседании президиума Правительства РФ. Ожидается, что проект закона будет внесен в Государственную Думу не позднее конца 2010 года./forestforum.ru/