22.09.2010 Впервые в истории России в августе этого года в связи с пожарной опасностью была объявлена чрезвычайная ситуация. Приказом Минкомсвязи РФ от 3 августа 2010 года №99 "О дополнительных мерах по повышению устойчивости функционирования сооружений и объектов сферы связи и массовых коммуникаций" было введено непосредственное управление Министерством сетью связи общего пользования на территориях, находящихся в режиме чрезвычайной ситуации: Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областей. Как сообщил министр связи и массовых коммуникаций И. Щеголев, серьезные материальные потери в пожарах понесли и связисты: 10 отделений почтовой связи были уничтожены, значительные повреждения получили еще около 20 объектов электросвязи, пострадали более 40 км воздушных и кабельных внутризоновых линий связи. "Среди сотрудников предприятий и организаций связи жертв не было, - отметил министр. – А в целом система связи общего пользования, и в том числе почтовая связь, обеспечили госорганам в районах чрезвычайной ситуации устойчивое управление, аварийно-восстановительные и спасательные работы." При этом в период действия режима чрезвычайной ситуации операторы сотовой связи впервые обеспечили роуминговые соединения во всех регионах ЧС. В то же время, опыт работы в пожарном режиме (и в прямом, и в переносном смысле) выявил ряд проблем. Это, по словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Н.Мардера, отсутствие эффективного взаимодействия операторов связи как друг с другом, так и с органами местного самоуправления; отсутствие актуального резерва материальных и финансовых средств, включая источники резервного электроснабжения. Как отметил Н. Мардер, для обеспечения эффективной работы в чрезвычайных ситуациях необходимо:
*завершить создание системы управления сетью связи общего пользования с единым центром на базе Роскомнадзора, который должен обеспечивать ежедневный мониторинг состояния сетей связи и координировать деятельность операторв связи по предупреждению и ликвидации последствий ЧС;
*уточнить формы и порядок предоставления информации органу управления при режиме ЧС;
*определить порядок организации межсетевого роуминга, включая тарифы по оказанию услуг связи операторами в зонах ликвидации последствий ЧС;
*уточнить вопросы номенклатуры, связанной с мобилизационными резервами;
*определить порядок использования мобильных комплексов сотовой связи, включая вопросы их оперативной передислокации из одного района в другой, а также порядок оперативного выделения частотного ресурса и его использования;
*уточнить порядок взаимодействия операторов связи со структурными подразделениями МЧС России и других структур, в том числе порядок приоритетного обслуживания операторами соответствующих подразделений, принимающих участие в ликвидации последствий ЧС;
*определить порядок использования существующей системы оповещения в сетях подвижной связи (рассылка SMS) в условиях ЧС;
*определить перечень программ общероссийских телевизионных и радиовещательных компаний для обеспечения аварийной трансляции при аварийных источниках питания в условиях ЧС в населенных пунктах с населением менее 200 тыс. жителей;
*организовать своевременное доведение до организаций связи долгосрочных и оперативных прогнозов возникновения и развития ЧС на территории РФ./iksmedia.ru/