08.09.2010 МЧС России опубликовало тезисы выступления министра С.К. Шойгу на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по итогам лесопожарного периода:
"Уважаемые депутаты
Государственной Думы!
События этого лета, пожалуй, не оставили равнодушным никого и требуют тщательного анализа, выявления причин и серьезных выводов. Очевидно, что природные аномалии стали серьезной угрозой для целых регионов и стран и фактически приобрели трансграничный характер.
Мы считаем, и это подтверждают специалисты, что есть три основные группы условий, приведших к чрезвычайной ситуации в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Во-первых, аномально долгое нахождение антициклона в европейской части - с 21 июня по 19 августа. Два месяца центральная часть России оставалась без осадков.
Во-вторых, аномально высокие температуры, никогда не отмечавшиеся за все время ведения инструментальных наблюдений.
В-третьих, возникновение внутри антициклона штормовых ветров силой до 30 м/сек.
Сочетание всех этих аномалий создало беспрецедентные условия для масштабного наступления огня на леса, поля и населенные пункты.
В рамках пожароопасного периода необходимо выделить чрезвычайно опасный период - с конца июля и до середины августа, когда за сутки возникало до 300 пожаров, а в некоторые дни и до 400. При том, что в обычных условиях пожаров возникало в десять и более раз меньше.
В первые двое суток 29 и 30 июля выгорело 9 деревень, было уничтожено огнем около 2 тысяч домовладений и, к сожалению, погибло 53 человека.
В сложившейся ситуации государством были предприняты колоссальные усилия по борьбе со стихией. В кратчайшие сроки была создана межведомственная группировка общей численностью более 166 тысяч человек и более 25 тысяч единиц техники. В ее состав вошли сотрудники МЧС России, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, лесничеств, добровольцы. Только от МЧС России было задействовано более 131 тысячи человек личного состава и свыше 20 тысяч единиц техники, в том числе 27 воздушных судов.
Созданная группировка позволила уже 1 августа стабилизировать обстановку, не допустить ее дальнейшего осложнения и еще через двое суток перейти от противопожарной обороны населенных пунктов к полномасштабному наступлению на огонь в лесах, полях и на торфяниках.
В результате удалось отстоять более 4,6 тысяч населенных пунктов с населением более 500 тысяч человек. Защитить критически важные для национальной безопасности объекты - федеральные ядерные центры в городах Саров, Снежинск, Нововоронежскую АЭС, а также объекты энергетики, транспорта, социальные учреждения.
В районах чрезвычайных ситуаций было проложено свыше 1400 км рукавных ходов и линий. Впервые был использован метод массированного применения авиации МЧС России для борьбы с лесными пожарами. Совершено более 2 тыс. вылетов, произведено почти 8 тыс. сливов, сброшено более 78 тыс. тонн огнегасящей жидкости.
Под эгидой Правительства Российской Федерации для управления и координации усилий по борьбе со стихией были сформированы 40 оперативных штабов, в том числе федеральный оперативный штаб. Направлены в районы лесных пожаров 535 оперативных групп общей численность более 3,0 тыс. человек и более 250 групп для ведения наземной и авиационной разведки.
Для мониторинга и объективного контроля обстановки непрерывно использовались космические снимки, которые мы получали практически от всей отечественной и зарубежной группировки, находящейся на орбите.
Начиная с седьмых суток (5-6 августа), мы уже ежесуточно тушили пожаров больше, чем их возникало. Это позволило к 22 августа стабилизировать ситуацию. Фактически было ликвидировано почти 8 тыс. очагов на общей площади более 400 тыс. га. Хочу обратить внимание, что это случилось значительно раньше, чем пришло похолодание и начались дожди.
Означает ли это, что не было никаких ошибок, в том числе и в организации тушения пожаров? Конечно, нет.
Мы считаем, что надо было на день-два раньше массово поднять авиацию и направить федеральные силы в Нижегородскую, Воронежскую и Рязанскую области, несмотря на успокаивающие доклады субъектов Российской Федерации.
Надо было более жестко обязать субъекты Российской Федерации ввести режимы чрезвычайной ситуации и полный запрет на посещение лесов населением.
Кроме того, надо было более настойчиво ставить вопрос о решении судьбы брошенных торфяных разработок, наблюдения за их состоянием.
Очевидно, что вмешательство федеральных сил надо было осуществлять, несмотря на отсутствие заявок с мест и вводить режим чрезвычайной ситуации из центра, не считаясь с разделением полномочий.
И, конечно, надо было иметь более точные сведения о длительности антициклона и аномальных температурах.
Также очевидным упущением является поручение тушения пожаров в лесах неким организациям, победившим на конкурсной основе, благодаря исключительно более выгодным экономическим предложениям. Эти организации, как правило, не имели никаких возможностей тушить лесные пожары.
В то же время органы управления РСЧС, пожарные, спасатели, сотрудники органов внутренних дел, лесники, добровольцы проявляли чудеса мужества, самоотверженности и профессионализма.
К сожалению, в борьбе с огнем погибли наши пожарные: прапорщик внутренней службы Сумской Сергей Владимирович, работник федеральной противопожарной службы Галкин Василий Григорьевич и сотрудник Мособлпожспаса Башилов Виктор Валентинович.
Выведено из строя свыше 2700 пожарных автомобилей, более 250 км рукавных ходов и линий были повреждены огнем и не подлежат восстановлению. В целом, по оценкам специалистов, расходы на восстановление утраченных и пришедших в негодность техники и имущества составят около 3 млрд. рублей.
Говоря о сложившейся пожарной обстановке, не могу не отметить, что в тех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, где власть уделяла необходимое внимание вопросам пожарной безопасности, потери были минимальными. В частности, в Республике Татарстан все очаги ликвидировались в тот же день, когда были обнаружены. А там, где не было должного внимания, сгорели дома, и погибли люди.
Но кто бы, что не говорил, усилия, предпринятые на федеральном уровне, оказались результативными.
В то же время у нас в стране появились высказывания о неэффективной борьбе с массовыми лесными пожарами. При этом проводится аналогия с 1972 годом. Хочу сказать, что мы привлекали в качестве консультантов специалистов, непосредственно участвовавших в организации тушения и тушении пожаров в Подмосковье в 1972 году. Так вот, по их свидетельствам и архивным материалам, только в Подмосковье пожары тушила группировка войск численностью свыше 54 тысяч человек. При этом погибло свыше 100 гражданских лиц, а также более 30 военнослужащих. Основные мероприятия по тушению пожаров были выполнены только к ноябрю месяцу, а ряд торфяников дымил еще всю зиму. В таких условиях смог и гарь стояли куда больше недели.
По понятным причинам все это не становилось достоянием гласности.
Сегодня, благодаря мерам предпринятым Правительством Российской Федерации, как говорится, всем миром справились с гораздо большими объемами и в более сжатые сроки.
Не могу не поблагодарить зарубежные государства, откликнувшиеся на происходящее в нашей стране. Не смотря на то, что Россия официально не обращалась за помощью, мы с благодарностью приняли ее в рамках двухсторонних соглашений от 14 стран. Они направили для тушения пожаров 13 воздушных судов, свыше 100 единицы техники и более 560 специалистов. Расцениваю это как факт проявления солидарности с нашей страной и уважения к России, которая сама постоянно оказывает помощь государствам, пострадавшим от различных чрезвычайных ситуаций.
В целом, проведя анализ причин сложившейся ситуации, считаем необходимым:
1. Принять скорейшие меры к становлению в России добровольной пожарной охраны с учетом современных реалий, климатических, природных и иных особенностей наших регионов.
2. Предоставить больше полномочий надзорным органам в отношении периодичности проверок состояния пожарной безопасности муниципальных образований, городских и сельских поселений.
3. Упорядочить привлечение федеральных сил к тушению масштабных природных пожаров, обязав при этом местные власти решать эти вопросы в превентивном порядке, не допуская выхода ситуации из под контроля.
4. Закрепить на законодательном уровне обязательства по оснащению населенных пунктов пожарными водоемами, водозаборами и другими объектами противопожарной инфраструктуры.
5. Решить в безотлагательном порядке проблему торфяников, находящихся в районах поселений. Особенно брошенных и бесхозных. При этом необходимо рассмотреть вопрос не только их затопления, но и возможности дальнейшего рационального использования.
6. Модернизировать и дооснастить все силы пожаротушения на всех уровнях власти, поставив на вооружение современные образцы техники, имущества и средств защиты.
Уважаемые депутаты!
Очевидно, что благодаря мерам, предпринятым Правительством Российской Федерации и, несмотря на имеющиеся потери, в целом удалось справиться со стихией и предотвратить крупномасштабную чрезвычайную ситуацию, несущую угрозу безопасности населения и объектам экономики." МЧС России /WOOD.RU/