07.09.2010 Вернувшись из отпуска, депутаты Мосгордумы собрали в понедельник слушания на тему "О действиях московских властей в условиях экстремальной ситуации лета текущего года". Выяснилось, что "абсолютное большинство москвичей", несмотря ни на что, "выжили", а количество рожденных в пиковые дни задымления выросло. В результате действиям властей дана отличная оценка.
В зале для совещаний Мосгордумы собрались представители столичного МЧС и большинства городских департаментов.
- Власти Москвы существуют для сохранения жизни и здоровья москвичей, - сформулировал
депутат Мосгордумы Михаил Антонцев. - Пережить смог смогло абсолютное большинство москвичей, несмотря на то что город превратился в раскаленную коробку. Москва даже помогала другим. На тушение природных пожаров город потратил 1,5 млрд рублей.
- Уже 28 июля мы отправили две колонны в Подмосковье для тушения огня, - сообщил замначальника Главного управления МЧС по Москве Юрий Беседин. - За пределами Москвы работало 15 сводных отрядов численностью 600 человек и 300 единиц техники.
- Москвичи потребляли на 200-280 тыс. кубометров воды в день больше, чем в аналогичный период 2009 года, - отметил первый заместитель столичного департамента ЖКХ Вячеслав Ларчев. - Потом вода в трубопроводе прогрелась до 26 градусов, что позволило горожанам с удовольствием принимать душ, экономя горячую воду.
- В дни аномальной жары количество вызовов "скорой" достигало 11 тысяч в сутки по сравнению с обычными 7-7,5 тысячи, - сообщил замруководителя департамента здравоохранения Всеволод Галкин. - Зато рождаемость даже увеличилась. За полтора месяца родилось на 1,3 тысячи человек больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Депутат Антонцев резонно заметил, что итоги жары по этому показателю придется подводить через семь месяцев.
- В СМИ пишут, что на 50-60% повысилась смертность. Каковы реальные показатели? - поинтересовалась депутат Людмила Стебенкова. (СМИ цитировали сообщения Минздравсоцразвития о том, что число смертей в Москве выросло в июле 2010 года на 50,7% по сравнению с июлем 2009 года. - "Известия".)
- По информации на 6 сентября в целом смертность в городе увеличилась, но итоги за август будут подведены через неделю, - ответил Галкин. - Детская неонатальная смертность в июле составила 2,2% по сравнению с 1,8% в прошлом году, а за первую декаду августа - 1,9%, в 2009 году также было 1,9%.
Ознакомившись со статистикой, депутаты оценили работу городских властей на "отлично".
Прогнозируемые риски
В отличие от депутатов и чиновников ученые утверждают, что аномальная погода крайне негативно сказалась на здоровье москвичей. Об опасных для жителей российской столицы температурных значениях обозревателю "Известий" Наталье Граниной рассказал завлабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН доктор медицинских наук, член Межправительственной группы экспертов по изменению климата Борис Ревич.
известия: Как, с вашей точки зрения, рекордная жара повлияла на состояние здоровья москвичей?
борис ревич: В июле этого года, по официальной статистике, умерло на 4820 москвичей больше, чем в июле прошлого года. Это были абсолютно прогнозируемые риски. Еще летом 2001 года, когда среднесуточные температуры превышали 25 градусов только девять дней, мы показали, как жара увеличивает количество летальных исходов. Девять лет назад ее прямыми жертвами стали 1177 москвичей. Сценарии ожидаемого глобального потепления показывают, что в скором будущем возрастет частота и амплитуда резких колебаний температуры. Периоды, называемые "волнами жары", будут наступать все чаще. Поэтому в Европе после жары 2003 года, когда погибло около 44 тысяч человек, начали разрабатывать планы действий в условиях аномальных климатических явлений. Мы несколько лет изучаем влияние изменений климата на здоровье. В исследованиях пользуемся методом временных рядов. Например, сопоставляем ежедневную статистику температуры, влажности и данные о тех или иных показателях здоровья. В данном случае мы взяли статистику смертности.
и: Вы поделились результатами исследования с городской администрацией?
ревич: Несколько лет назад я встречался с высокопоставленным руководителем в столичном департаменте здравоохранения, передал ему нашу монографию "Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей". К тому времени первые звонки о температурных скачках в столице уже прозвучали. Реакции не было.
и: Какую температуру в Москве можно назвать комфортной и какую опасной?
ревич: Для метеорологов температура аномальна, когда она превышает многолетнюю среднедневную или среднемесячную. Например, в этом июле среднемесячная температура была превышена на 7,7 градуса. Но с медицинской точки зрения аномальная пороговая температура - это та, при которой резко возрастает смертность. В Москве комфортно при среднесуточной температуре плюс 20 градусов, а при плюс 25 отмечается резкий рост смертности. Таких суток в прошедшем июле было 20, причем подряд, а в августе - семь.
и: Как можно практически применять эти знания?
ревич: Нужно минимизировать риски. Почти во всех европейских странах и отдельно в мегаполисах есть соответствующие программы. В Нью-Йорке рекомендации занимают 127 пунктов. Там говорится буквально обо всем: о снижении энергопотребления, озеленении,
питьевых фонтанчиках на улицах, покраске зданий, распределении обязанностей во время жары между городскими службами. В Париже план делится на три уровня опасности - белый, синий и красный. Особое внимание уделяется социальному патронажу за пожилыми: во время жары студенты-медики и добровольцы разносят пенсионерам бутыли с водой. На берегу Сены устраивается сухой пляж с питьевыми фонтанчиками, тентами. Проводят игры, концерты. Задача властей - выгнать парижан из душных квартир на воздух.
и: В Москве тоже открыли комнаты отдыха с кондиционерами в социальных центрах, поликлиники перевели на круглосуточную работу.
ревич: В последний момент, когда уже нельзя было не реагировать. Но если известно, что в жару в группе риска находятся пожилые люди и лица с хроническими заболеваниями, можно было отозвать из отпусков участковых врачей, которые знают своих пациентов. Открыть "горячие линии" врачей-специалистов, к которым сложно попасть на прием. Издавать брошюры о влиянии жары как для обычных людей, так и для организаторов здравоохранения, врачей разных специальностей.
и: Для врачей? Есть что-то, чего они не знают?
ревич: Их нужно учить действовать в экстремальных климатических условиях. Многие московские доктора кроме банального "больше пейте, носите панаму и ставьте ноги в тазик с холодной водой" ничего порекомендовать не могут. А ведь жара - это потеря калия вместе с потом, склонность к тромбам и многое другое.
и: Насколько возрастает опасность, если жара сопровождается смогом?
ревич: Судя по данным, которые мы получили по Москве, жара гораздо опаснее. Но каким образом на человека влияет одновременно сильная жара и очень высокий уровень загрязнения в условиях умеренного климата, в России и мире никто целенаправленно не изучал. Был август 2002 года, когда горели торфяники. И что? Только по очень приблизительным оценкам, Москва тогда потеряла по причине смога и жары около 130 жизней. Но сколько было людей, у которых обострились бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания? По моей оценке, загрязнение атмосферного воздуха Москвы во время пожаров повышает шанс обострения бронхиальной астмы на 45%. По итогам последнего лета надо бы оценить состояние здоровья новорожденных, репродуктивного здоровья мам, чья беременность пришлась на самые жаркие
и дымные дни. Но, к сожалению, этих данных пока нет.
и: За рубежом ведутся такие исследования?
ревич: Американцы потратили на установление взаимосвязи между качеством воздуха и различными заболеваниями миллиарды. Результаты научных исследований перевели в общедоступную форму. На сайте агентства по охране окружающей среды человек вводит свой почтовый индекс и видит качество атмосферного воздуха в своем районе./izvestia.ru/