25.09.2009 Пожар на рынке «Славянский» стал темой для разговоров №1. Большинство жителей Днепропетровска полагают, что он был вызван поджогом. Но самые неприятные последствия ждут нас впереди, если пожар возник действительно случайно.
«Поджигатели».
На данный момент основными «подозреваемыми» в организации поджога являются Г. Арутюнов (его считают собственником рынка «Славянский») и группа «Приват» (которую многие жители города подозревают в организации рейдерских атак). Так или иначе, всех их связывают с БЮТ и кандидатом в президенты Украины Ю. Тимошенко.
Официальная версия происшествия (пожар возник случайно в ларьке, торгующем шаурмой) доверия у горожан не вызывает, несмотря на наличие видеозаписи начала пожара, сделанной с помощью мобильного телефона и оперативно выложенной на сервис YouTube . Причины поджога, по мнению обывателей, могут быть следующими:
• «Пожар» организован группой «Приват» (или другим, неизвестным пока «рейдером») для захвата земельного участка, на котором находится рынок «Славянский». На его месте, по мнению сторонников этой версии, вскоре будет построен торгово-развлекательный центр, гостиница или жилой комплекс;
• Рынок подожгли конкуренты;
• Поджог организован Г. Арутюновым (или другим собственником рынка «Славянский») для получения компенсации от страховой компании или государства.
Почему поджог?
Если отбросить обоснования вроде: «В нашем городе ничего не происходит просто так», вера в поджог объясняется просто: такая площадь (12 000 м2 !), по мнению горожан, не могла выгореть от незначительного возгорания в ларьке. Огонь распространялся очень быстро, посетители и работники рынка «Славянский» не могли спасти даже наиболее ценные товары, деньги и документы.
Мог ли пожар возникнуть случайно?
На самом деле версию о случайном возгорании отбрасывают зря. Выполненная мобильным телефоном запись (в ее быстром появлении «на публике» нет ничего странного, не менее 60% мобильных телефонов продаваемых в Украине, оснащены камерой, а о существовании сервиса YouTube знают не только немногочисленные «продвинутые» пользователи) показывает, как небольшое возгорание превратилось в серьезный пожар, и огонь подступил вплотную к стенам рынка.
Большинство ларьков, и торгующие шаурмой не исключение, обшиты изнутри пластмассой (композициями на основе поливинилхлорида, он же ПВХ), которая воспламеняется при температуре около 300 градусов. Такую температуру легко может создать горящее масло, особенно если работница ларька попыталась залить очаг возгорания водой. Это привело к разбрызгиванию раскаленного масла и распространению пожара по всему ларьку. Кроме того в ларьке могла быть бумага (салфетки, газета с кроссвордами), полиэтилен (пакеты для шаурмы), которые тоже очень хорошо горят и наверняка внесли «посильную лепту» в распространение огня.
Горящая пластмасса довольно легко может «разогреть» стены ларька (и стену рынка) до температуры в 1000 - 1200 градусов (температура огня в помещении при пожаре). Металлические листы, которыми был обшит рынок «Славянский», при такой температуре деформируются (попросту говоря, их скручивает), краска на листах пузырится, отпадает и горит. Эти листы быстро прогреваются, т.к. толщина их не более 1,5 мм . Нужно всего 3-5 минут, чтобы они «разогрелись» до состояния раскаленной сковороды. И если за ними была сложена одежда – пожар мог легко перекинуться внутрь рынка.
А что у нас хранится внутри рынка? Внутренние перегородки и рамы металлопластиковых окон делаются из различных композиций на основе поливинилхлорида (ПВХ), их объединяет одно – склонность воспламенятся под действием открытого огня. Материалы, из которой шьют недорогую одежду (акрил, полиэстер, синтепон) загораются от одной искры. Сквозняки, гуляющие по помещению, обеспечивают очагу возгорания нужный кислород и разносят искры по всему помещению. В считанные секунды здание рынка наполняется удушливым черным дымом (еще одним «спутником» горения синтетических материалов), начинается паника…
В этом сценарии нет ничего, что противоречило бы законам физики или свойствам конструкционных материалов.
Остается еще один фактор – человеческий. Очаг возгорания, который показывает запись, мог быть потушен с помощью 2-3 переносных порошковых огнетушителей или одного передвижного. Охранники рынка пытались погасить очаг возгорания, но огнетушители оказались разряженными или неисправными.
6 минут 27 секунд отделяют возгорание в ларьке от пожара, нанесшего миллионные убытки. Еще минут через 10-15 пожар, наверное, стал неконтролируемым ведь рынок, как мы говорили, по большому счету представлял собой склад огнеопасных материалов, не оборудованный ни пожарной сигнализацией, ни средствами пожаротушения. Приехавшие на место происшествия пожарные, а вызвали их, думаю, на «пожар в ларьке шаурмы», так что бригада не спешила на «огонек» - не больница, не детский сад, оказались не подготовленными к событиям. Это не удивительно – если профессионалов сложно найти в милиции, в больницах и поликлиниках, то откуда они в МЧС? Пожарник – это человек, способный спать 25 часов в сутки.
Охранников, как видно из видеозаписи, не готовили к нештатным ситуациям. Они сначала бестолково суетились, потом не менее бестолково пытались использовать не работающие огнетушители. Никто не попытался взять огнетушитель у водителей проезжающих машин, найти песок или землю, чтобы сбить пламя – не сделал ничего, что могло бы остановить пожар. Кстати говоря, горящее подсолнечное масло можно потушить с помощью мощного порошкового огнетушителя (скажем передвижного ОП-50 или 100, цена которых - 1159-1600 грн. – мизер по сравнению с убытками), которые используются для тушения горящих нефтепродуктов. А подсолнечное масло от них не слишком отличается.
Это удивительно? Нет, если учесть, откуда и кого набирают в охранные агентства (главное требование – служба в вооруженных силах, требований к уровню интеллекта или психологической устойчивости не предъявляются).
Был ли смысл в поджоге?
Итак, вероятность случайного возгорания не кажется такой уж невероятной. А был ли смысл «подозреваемым» организовывать поджог в принципе? Если целью было закрытие рынка, то это можно было сделать и более простыми методами. Пожар, чем бы он ни был вызван, без сомнения показал, что при строительстве рынка были грубо нарушены ДБ Н (Державні будівельні норми), по крайней мере, в части пожарной охраны. Неужели у рейдеров, «покусившихся» на один из самых прибыльных рынков Днепропетровска (тем более, если мы подозреваем группу «Приват») не было связей в управлении МЧС в Днепропетровске? И эти рейдеры не могли организовать проверку, на основании которой рынок «Славянский» был бы закрыт на основании грубых нарушений ДБН?
В конце концов, можно было организовать маленькое «управляемое» возгорание. Украинские «рейдеры» регулярно нарушают закон и не останавливаются перед применением насилия, но сложно поверить, что рейдерскими атаками руководят кровожадные пироманьяки, планирующие массовые убийства.
Если в данном происшествии и есть что-то необычное, так это отсутствие жертв. Видимо у работников рынка и поздних посетителей были очень трудолюбивые ангелы-хранители.
Рынок «Славянский» имел своеобразную географию, там мог заблудиться даже человек, посещавший его неоднократно.
Большую часть работников составляли женщины, которые склонны впадать в панику при непредвиденных ситуациях (вспомните работницу ларька, с которого началось возгорание).
Синтепон, которого наверняка было много в помещении рынка (привезли зимнюю коллекцию), при горении выделяет - циановодород (синильную кислоту в газообразном состоянии), и это в дополнение к удушливому дыму горящего ПВХ. Синильная кислота убивает человека в считанные секунды при мизерных дозах.
А в итоге - паника в задымленном помещении, и каждая секунда, проведенная в нем, может привести к фатальному исходу…просто чудо, что жертв не было!
Зачем рейдерам трупы, много трупов, превращающих расследование пожара в дело о массовом убийстве? Зачем им дополнительный шум, внимание правоохранительных органов и органов власти, расследования журналистов?
Неужели нельзя устроить пожар ночью, «случайно» забыв на складе включенный утюг или другой неисправный электроприбор или «организовав» возгорание электропроводки? Зачем устраивать пожар днем, когда могут быть ненужные свидетели?
Версия о поджоге для получения страховых сумм тоже не слишком вероятна – работающие «в тени» предприниматели не докажут, ни наличия на рынке товаров, ни их стоимость. А собственник рынка наверняка потеряет от прекращения работы больше, чем мог получить (не так много стоит быстровозводимое здание, простоявшее много лет).
Пожар, «организованный» конкурентами привел бы к ответным, и очень жестким мерам. Кто бы ни был собственником рынка «Славянский», он был влиятельным человеком с обширными связями, и мог устроить конкурентам массу неприятностей. Зачем начинать войну?
В любом случае, «потенциальным поджигателям» не нужен шум, а значит, не нужны жертвы. Они, конечно, были бы преступниками, но преступниками мыслящими рационально. А все произошедшее на рынке – это абсурд, идиотизм, но никак не четко организованное мероприятие.
Поджог или тенденция?
Если наши размышления верны, и все произошедшее – трагическая случайность, то это намного страшнее, чем поджог. Поджог – событие экстраординарное, сознательно всю Украину не сожгут. А если пожар – результат грубых нарушений ДБН в части пожарной охраны, то такие происшествия будут повторяться. Собственник рынка «Славянский» наверняка не отличался глупостью или халатностью (иначе не был бы собственником такого объекта), а обычный украинский бизнесмен. Сколько еще «Славянских» построено в Днепропетровске?
Много ли работников охранных фирм проходят инструктаж или тренинги по действиям в условиях пожара? Много ли фирм тратятся на закупку и регулярную перезарядку огнетушителей? Как часто при строительстве нарушаются нормативные документы?
Работники МЧС в приватных беседах говорят, что на 50-60% инспектируемых объектов имеют место ГРУБЫЕ нарушения норм пожарной безопасности. Собственники помещений и арендаторы предпочитают откупаться «взносами на бензин», и совершенно не думают о безопасности людей, работающих или посещающих различные «общественные места».
Было бы наивностью полагать, что пожар на рынке «Славянский» приведет к быстрым изменениям, а это значит, что подобные пожары произойдут снова и снова. И в этом смысле рассуждения о поджоге не просто неверны – они опасны. Они дезориентируют и успокаивают граждан Украины. Поэтому следует внимательно прочитать правила поведения при пожаре, и готовить себя к борьбе за собственную жизнь. Мысленно прокрутите порядок действий при возникновении «нештатной ситуации». Не забывайте носовой платок (смоченный водой он неплохо защищает от дыма). Надейтесь на лучшее. Ничего другого обычные граждане Украины предпринять не могут. И это действительно печально./gorod.dp.ua/