13.05.2009 Что такое пожарная служба и как пожар тушили тридцать лет назад и сегодня - об этом разговор журналиста «АиФ на Мурмане» с Александром МОНАХОВЫМ, ветераном пожарной охраны.
Полковник внутренней службы Александр Монахов за 18лет, с 1981 года, прошёл путь от простого пожарного до заместителя начальника оперативного управления ГУ МЧС России по Мурманской области. Спокойный, статный мужчина, с классически благородной сединой и удивительно добрым взглядом, борется с пламенем уже три десятка лет.
Горели дома и корабли
- Александр Павлович, как вы пришли в профессию и помните ли свой первый пожар?
- Моё «боевое крещение» произошло в конце 70-х годов, мне тогда было около 18 лет, - вспоминает Александр Монахов. — По окончании Грозненского нефтяного техникума по специальности «противопожарная техника и безопасность» меня направили на стажировку на нефтеперерабатывающий завод, где вскоре произошёл крупный пожар - первый, в тушении которого удалось принять участие. Как полыхают нефтепродукты — сложно представить. Но несмотря на такой первый опыт, желание связать свою жизнь с этой профессией стало лишь сильнее.
- В Мурманске вы служите уже почти три десятка лет. Что изменилось за эти годы в вашей работе?
- Приехав в Заполярье, я поступил на службу в пожарную часть по охране Октябрьского района Мурманска. Первые годы работы были очень напряжённые, до начала «перестройки» на пульт дежурного поступало около 15 вызовов ежедневно — горели не только дома, но и корабли, которых в то время в мурманском порту было очень много.
Пожары на рыбопромысловых судах происходили с завидной регулярностью и сильно осложняли работу своей непредсказуемостью: корабли были разных проектировок и горели в них разные отсеки. Сейчас пожаров, к счастью, стало меньше, в среднем за сутки поступает до пяти вызовов. Да и снаряжение, обмундирование, техника сильно изменились. Брезентовые «баевки», которые мы надевали на пожар, быстро намокали, а при прохладной погоде становились колом; восьмые «КИПы» (кислородные изолирующие противогазы — КИП-8) были тяжёлые и неудобные. Сейчас достижения прогресса сделали службу более комфортной.
Александр Павлович достал из ящика стола стопку чёрно-белых фотографий, на которых запечатлены значимые моменты его «пожарной» жизни — первые пожары, первые друзья-коллеги, которые за много лет напряжённой работы стали семьей, награждения. Кстати, Александр Монахов имеет четыре государственные награды, в том числе медаль 1-й степени «За отличие в службе» и «За отвагу на пожаре».
Остаются единицы
- С ДЕТСКИХ лет многие мальчишки хотят стать пожарными. Как много людей обращаются с вопросом трудоустройства в пожарную охрану?
- Из желающих связать свою жизнь с этой работой в пожарных остаются единицы, - продолжает Александр Монахов. — Это не телевизионная романтика, это экстремальная, сложная, грязная работа, неразрывно связанная с человеческими трагедиями и жертвами. Да и медкомиссию проходят далеко не все. Но те, кто приходят и остаются в пожарной службе, уже не представляют себя без этой работы.
В этом с Александром Павловичем не поспорить. К примеру, мурманчанин Алексей ПОДОСЕНОВ, долгое время проработав в одной
из мурманских пожарных частей, однажды решил сменить сферу деятельности, но спустя несколько лет вновь вернулся в ряды заполярных огнеборцев. И во время предпраздничного посвящения в пожарные, которое состоялось накануне профессионального праздника на территории Главного управления МЧС России, таких «новичков» было много. «Не могу я без этой работы. Здесь люди хорошие. Здесь настоящие верные друзья», - так пояснил журналистам своё возвращение в ряды пожарных.
И это понятно, ведь в кругу пожарных особенно развито чувство локтя, товарищества, искренней дружбы. Потому что огненная стихия не терпит пренебрежительного отношения, и, выходя из-под контроля, она страшна и уничтожающа, и бороться с ней можно лишь сообща./b-port.com/