27.04.2009 Вступающий в силу федеральный закон №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» появился в рамках идущей в России широкомасштабной реформы технического регулирования. В 2003 году вступил в силу основной механизм ее реализации – федеральный закон №184 «О техническом регулировании», который затрагивал все сферы хозяйственной деятельности. Закон предусматривал разработку современных технических регламентов, призванных заменить устаревшие советские ГОСТы, СНиПы и т.д. Однако эта работа продвигалась с большим трудом. В течение первых пяти с половиной лет не было утверждено ни одного технического регламента. Они начали появляться в виде федеральных законов только летом 2008 года. Первыми стали технические регламенты на молоко и масложировую продукцию. Потом появились другие регламенты, в том числе и на пожарную безопасность.
Новый закон вряд ли снизит расходы компаний на обеспечение пожарной безопасности, однако он должен упростить общение с пожарными инспекторами. А это может помочь решению одной чрезвычайно болезненной проблемы нынешнего предпринимательского климата в России, связанной с коррупцией.
В деловой среде отношение к инспекторам Государственного пожарного надзора по большей части негативное – их считают одними из самых могущественных «рэкетиров в законе». Во время проходившего на прошлой неделе Всероссийского форума по предпринимательству первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман подтвердил широкое распространение злоупотреблений в государственных контрольных органах, отвечающих за техническое регулирование. Указал Буксман и на корень зла – беспорядочное нормотворчество в этой сфере.
Эксперты давно говорят о том, что коррупция в государственных контрольных органах базируется на принципиальных дефектах законодательной системы. В отличие от западных стран, где основная часть законов – прямого действия, в России преобладают рамочные законы, предполагающие издание массы подзаконных актов. Весьма низкое юридическое качество этих актов, а также большие, как правило, задержки с их выпуском, компенсируемые изданием временных ведомственных инструкций, создают большие возможности для произвола чиновников.
По данным МЧС, в сфере пожарной безопасности до последнего времени действовало около 2 тыс. документов, содержащих 150 тыс. отдельных противопожарных норм. Многие из них противоречили друг другу, многие устарели и мешали внедрению новых технологий, материалов и т.п. Появившийся технический регламент в значительной мере наводит здесь порядок. Он вводит в России абсолютно новый принцип – декларирование пожарной безопасности. В МЧС утверждают, что это соответствует международной практике – такой принцип широко применяется, например, в странах ЕС. Он означает, что, подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта, избегая каких-либо согласований с Госпожнадзором, вправе сам определять, какие мероприятия необходимо выполнить на подведомственном объекте. От собственника требуется только выполнение четко сформулированных (во многих случаях – в цифровых показателях) нормативов.
Однако, как известно, даже самый прогрессивный закон в России нередко сводится на нет неадекватным исполнением. В данном случае вероятность саботажа весьма велика: закон пытается прикрыть очень лакомые кормушки для чиновников Госпожнадзора. И первые признаки саботажа уже налицо. В законе есть «дыры», которые должны быть закрыты ведомственными актами МЧС, однако ведомство «спало» полгода и только в последний момент начало выпускать эти акты. В результате, по мнению экспертов, они получились сырыми и не отвечающими на все возникающие вопросы. К тому же, как показали опросы, сотрудники Госпожнадзора плохо разбираются в новых правилах своей работы. Впрочем, по всеобщему мнению, даже с этими дефектами Технический регламент о требованиях пожарной безопасности – явный шаг вперед. /expert.ru/