11.11.2008 К началу 2009 года в России должна быть кардинально реформирована организация надзора за пожарной безопасностью: на смену инспекторам Роспожнадзора придут независимые пожарные аудиторы.
Предложения по развитию системы независимого аудита безопасности были выдвинуты более 2 лет назад руководителем МЧС Сергеем Шойгу на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным. По поручению президента в системе МЧС была разработана "Концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций".
Внедрение этой системы призвано решить несколько важных задач:
- ряд надзорных функций будет передан из ведения государства в ведение негосударственных экспертных организаций, что позволит снизить административную нагрузку на предприятия;
- органы госнадзора освободятся от контроля малозначимых объектов и сосредоточат свое внимание на особо важных, опасных и технически сложных объектах с массовым пребыванием людей;
- будет обеспечена прозрачность процедуры государственного надзора за безопасностью предприятий.
22 июля 2008 года был принят ФЗ РФ №123 - "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Он вводит предельно конкретные количественные параметры оценки пожарной безопасности и определяет, в каких случаях пожарные риски нужно считать и как их считать.
Произойдет переход от государственного надзора к государственному с элементом рыночных отношений. Будет выбрана совокупность экспертных организаций, специалисты которых пройдут обучение, получат "корочки" и будут проводить независимый пожарный аудит, то есть оценивать систему ПБ с точки зрения ее соответствия требованиям технического регламента - в первую очередь проводить расчет риска и делать заключение о пригодности системы.
Предприятие после пожарного аудита
Процедура независимого пожарного аудита несложная. При МЧС уже созданы система подготовки пожарных аудиторов и система аккредитации экспертных организаций, имеющих в своем составе специально таких аудиторов. Таким организациям предоставлено право после проведения аудита выдавать предприятию сертификат по образцу, утвержденному МЧС.
Если мероприятия по независимому пожарному аудиту и оценке рисков проведены, то после этого органы Госпожнадзора не должны планировать мероприятий по надзору за этими объектами в течение 3 лет.
Таким образом, независимый пожарный аудит значительно понизит коррупционные возможности государственной службы.
Между тем
Уже сейчас на рынок услуг по пожарному аудиту стремятся попасть почти все аудиторские и экспертные компании. В экспертном союзе при МЧС обсуждается вопрос о создании СРО в области пожарного аудита.
На данный момент при МЧС аккредитовано около 10 предприятий, сертифицированных на право оказания этого вида услуг.
Мнение специалиста
Алексей Исаков, директор по науке группы компаний "Городской центр экспертиз":
- Федеральный закон №123 вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за противопожарной безопасностью на объектах. Наконец-то все основные требования сконцентрированы в едином документе. Правил пожарной безопасности, которые существуют сегодня, более 2 тыс., а содержат они около 150 тыс. требований, многие из них устарели.
Ситуация, складывающаяся сейчас в области обеспечения пожарной безопасности, для России революционна. Организация надзора, в том числе в промышленности, кардинально реформируется. При этом осведомленность о нововведениях на предприятиях чрезвычайно низка.
Например, мало кто знает, что главный государственный инспектор России по пожарному надзору генерал-полковник
Г. Кириллов издал распоряжение №43-3034 от 04.09.2008: внедрить систему независимой оценки рисков и сертификации объектов. К 1 января 2009 г. все механизмы для этого должны быть готовы. А до 1 октября
2008 г. руководители опасных производств должны были получить из МЧС рекомендации "с разъяснением принятых нормативных правовых и руководящих документов, связанных с внедрением указанных систем".
Теперь каждый объект защиты на предприятии должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска. Необходимость проведения оценки риска вводится законом на всех этапах жизненного цикла объекта от проектирования до эксплуатации.
В законе прописано, когда и в каких случаях риск нужно считать, как его считать, описан порядок проведения расчетов. Введены количественные параметры оценки системы пожарной безопасности. Появились пороговые значения пожарного риска - индивидуального, коллективного и социального. В качестве оцениваемого критерия рассматривается риск гибели людей при пожаре.
Расчет пожарного риска выполняется в ходе независимого пожарного аудита. При положительном результате аудита предприятие получает сертификат пожарной безопасности, действительный в течение 3 лет.
За МЧС сохраняется право оспорить выдачу пожарного сертификата. Однако на внеплановую проверку потребуется санкция прокуратуры.
По предварительным оценкам, пожарный аудит, к примеру газоперерабатывающего завода, займет 2-3 месяца. Хотя надо отметить, что многое зависит от качества исходной информации. Если на предприятии она есть, то это способно на три четвертых сократить время проверки. К сожалению, по опыту "Городского центра экспертиз", иногда, чтобы узнать, какой наполнитель использован внутри стены, аудитор должен проверить это лично.
При этом надо понимать, что с момента проведения аудита до выдачи пожарного сертификата пройдет время на реализацию компенсирующих мероприятий. Кто разработает эти мероприятия - решает руководитель предприятия. Алексей Крылов, "Экономика и время"/WOOD.RU/