18.10.2008 Дмитрий ЕНЦОВ — 18.10.2008
Вот жалуется мне приятель - мол, пожарные инспектора эти... Бизнес, дескать, кошмарят так, что мочи нет терпеть. То им проводка торчит, то лампа плафоном не прикрыта. Словом, негатив от них один.
А с другой стороны, инспектора тоже люди, и, может, внутри они совсем наоборот - Пушкина любят. Просто работа у них такая - требовать. Чтобы пожаров не было. И если не побывал в их шкуре - как тут разобрать, нужное они дело делают или без толку придираются!
Чтобы журналисту стать на пару дней пожарным, нужно всего ничего: закончить пожарно-техническое училище (которого, кстати, в Перми нет) или, еще лучше, Академию государственной противопожарной службы (она в стране вообще одна). Короче, мне оставалось одно: раскрыть карты сразу и обратиться к пожарному начальству. Андрей Ожгибесов, заместитель начальника одного из отделов Госпожнадзора с чисто профессиональной фамилией, пошел навстречу.
- Приходи завтра на оперативку к 9 утра, - сказал он мне. Потом недобро оглядел с ног до головы и добавил: - Только побрейся и оденься по-людски.
Я б в инспекторы пошел
- Это наш стажер из Екатеринбурга! - гордо представил меня Андрей Викторович на оперативке. Гордо, видимо, потому, что я по-брился, даже сгонял в парикмахерскую и как мог преобразился из творческой личности в нормального человека.
На оперативке каждый из инспекторов перечислял ту прорву дел, которую нужно одолеть за день: составить отчеты по проверке нефтебазы, подготовить административные дела к рассмотрению, проконтролировать то да се... Мне как неполноценному пожарному серьезных дел не доверили. Меня отдали старшему инспектору и послали проверять частный сектор, центр детского творчества и детский сад.
- Денис, - представился мой напарник, поправляя фуражку. - Сначала пойдем в частный сектор. Пешком. Потому что он недалеко.
По пути Денис Сидоров рассказал, что в обязанностях инспекторов - проверки, составление разных предписаний и отчетов, а заодно - выезды на пожары. За все это платят в месяц 12 - 16 тысяч рублей в зависимости от звания и срока службы.
В частном секторе мне впервые бросается в глаза, что дома-то в основном деревянные! Чуть что - так заполыхает! Хозяева встречались лишь кое-где, разной степени небритости, зато нарушения пожарной безопасности - в каждом доме.
- Так. У вас электропроводка соединяется скруткой. И проложена она по горючему основанию, - начинает перечислять Денис. - Составляем предписание. Потом придем и проверим, устранили ли вы все это безобразие или нет.
- У вас нет плафонов на лампе накаливания, - высовываюсь я из-за спины Дениса. - А печная труба, что торчит из бани, имеет... эту... ну... разделку?
- Нет, - горько отвечает хозяин лет сорока и роняет голову на грудь.
- Нехорошо, - сурово качаю я головой. - Как же можно без разделки? Никуда без нее.
- А еще часто находим баллоны с пропаном, стоящие где-нибудь на кухне, - усугубляет Денис. - А они должны стоять у глухой стены на улице.
Все это называется нарушениями требований пожарной безопасности. Штрафы за них - 500 - 1000 рублей. А если дело дошло до настоящего пожара - 2 тысячи.
Уважают нас, пожарных! Только не везде
Следующий пункт - центр детского творчества. Тут нам широко заулыбались и сразу повели в кабинет директора. «Уважают нас, пожарных! - подумалось мне. - Брошу к черту эту журналистику... Пойду в инспекторы - и будет мне кругом дорога и почет».
Проверяем книгу приказов директора и ищем в ней список ответственных за пожарную безопасность. Ответственные лица есть.
- Декорации не обработаны огнезащитным составом, - засек Денис, заглянув в комнату, где репетирует детский ансамбль.
На первом этаже на окнах кабинетов для рисования и настольного тенниса установлены решетки. Они за-крыты.
- Так нельзя. А если случится пожар, то как дети наружу выбираться будут? Или уберите решетки, или не закрывайте их во время занятий! - требует Денис.
Выходим. Два часа дня, пора обедать. Еще один собрат по пожарному рукаву на своей машине подхватывает нас по пути. Едем втроем. По пути встречается кафе-бар «01», раскрашенный в цвета пожарной машины.
- Может, туда? Мы как раз при параде. Встретят нас, наверно, как родных? - радостно предлагаю я.
- Ага! Как раз нас там не очень любят. Мы ж для них - кошмарный сон... А если пожар, опять мы виноваты: недоглядели... Да и не по карману в таких кафе запросто обедать.
«Нет, не пойду, пожалуй, в пожарные, - передумал я. - Привык я к ней, к журналистике».
За нарушения организации штрафуют куда серьезней, чем частников: на 10 - 20 тысяч. Если из-за них случился пожар - до
40 тысяч рублей. Если этих нарушений в одной организации столько, что у инспектора шок и приходится пить эфирную валерьянку, то тут уже дело до суда может дойти.
В детском саду идет ремонт. И проверить как раз нужно, как именно он идет, - чтобы «не возникло пожарной ситуации». Оказалось, что двери, которые заказала дирекция, открываются не наружу, как положено, а внутрь. То есть в случае ЧП не так-то просто будет выбежать.
- Хорошо, я все поняла, поменяем заказ, - говорит директор.
Полшестого - вечерняя оперативка с итогами дня. С утра - все заново. Пока не случается пожар, на который надо ехать, бросив все.
Итог дня
Нас с Денисом беды миловали. А вообще в тот день, что я рядился в инспекторы, в городе случилось семь пожаров, в которых два человека погибли. Зато у 12 человек был настоящий второй день рожденья - их наша братия вынесла из полыхающих домов.
КСТАТИ
5 причин, по которым чаще всего случаются пожары:
*Неосторожное обращение с огнем. В половине случаев это непотушенная сигарета.
*Неправильно проложенная или неисправная электропроводка.
*Домовые печи. Люди часто непрофессионально устанавливают печи. И отвлекаются, когда что-нибудь греют или жарят.
*Поджоги.
*Несоблюдение правил пожарной безопасности на транспорте. Вспомните десяток автобусов, сгоревших в этом году. В основном из-за коротких замыканий, потому что автобусы старые./kp.ru/