08.10.2008 В случае пожара машины огнеборцев не смогут подобраться к очагу возгорания. Не повторится ли в Челябинске владивостокская трагедия, кто расплачивается за пожары и почему огнеборцев нельзя обвинять в коррупции. Об этом на деловом завтраке в Челябинском филиале "РГ" рассказал начальник главного управления МЧС России по Челябинской области Олег Климов.
Без звезд и гарантий
Российская газета: Олег Борисович, на Южном Урале создается областная противопожарная служба. Зачем ее формируют?
Олег Климов: Весной было принято постановление правительства о создании областной противопожарной службы. До конца этого года будет создано 42 новых подразделения с общей численностью 1172 человека. К концу 2009 года общая численность областной службы составит 1667 человек. Ее создание вызвано серьезной реорганизацией внутри МЧС. Раньше большую часть пожарных содержал областной бюджет. Несмотря на гражданское финансирование, сотрудники МЧС были в погонах, получали звания и подчинялись уставу. Однако со следующего года законодательство запрещает такие договорные отношения. Поэтому нашли выход в создании областной службы.
Основные усилия федеральных сил будут сосредоточены в крупных городах, где больше всего пожаров, а риск серьезных последствий выше, - в Челябинске, Златоусте, Миассе. А вот небольшие населенные пункты, такие, как поселок Красногорский, Бакал, Юрюзань, возьмут на себя подразделения областной государственной противопожарной службы.
РГ: Кто будет работать в областной службе?
Климов: Фактически все те же пожарные, которые работали в пожарных частях и раньше. Теперь они перейдут в областную службу. Например, в Юрюзани в пожарной части служат 36 человек. Раньше это было подразделение федерального подчинения, а станет - субъекта РФ. Всем работающим в нем пожарным предложены должности в областной службе. Большинство сотрудников уже согласились и продолжают заниматься тем же самым делом.
После реорганизации в противопожарной службе области появится и 400 новых вакансий, в основном на новых постах, создающихся при социальных объектах. Например, в селе Париж Нагайбакского района, где проживают около 500 человек, нет никакой пожарной охраны. В таких населенных пунктах придется создавать подразделения с нуля.
РГ: Снимая погоны и переходя в областную противопожарную службу, сотрудники теряют в зарплате? Социальные гарантии остаются?
Климов: Финансовое довольствие остается на том же уровне. А вот социальные гарантии, конечно, разные. Сотрудники федеральной службы могут раньше обычного выйти на пенсию, имея соответствующую выслугу лет. Еще наши сотрудники пользуются правом бесплатного проезда в отпуск в любую точку мира. Благодаря этому очень много рядовых пожарных во время отпуска предпочитают путешествовать. Таиланд, Турция, Люксембург, Норвегия, Шотландия, - подписывая рапорты, я не устаю удивляться, куда только ребята не ездят. У сотрудников областной службы подобной привилегии пока нет.
Сухие рукава
РГ: Вопрос от читателя. Анатолий Косаргин, житель Аргаяшского района, спрашивает: Олег Борисович, что у нас происходит с гидрантами? Все чаще слышу, что пожарные приезжают, но не начинают тушить, потому что не могут найти воду...
В Челябинской области 21 тысяча гидрантов, пожарных водоемов и пирсов, и 15 процентов из них неисправныКлимов: Поиск водоисточника - это один из важнейших элементов тушения. Особенно в городах. Всего у нас в области около 21 тысячи гидрантов, пожарных водоемов и пирсов. Примерно 15 процентов из них неисправны. Цифра вроде небольшая, но на конкретном пожаре эти поломки могут серьезно аукнуться. За неисправные гидранты пытаемся штрафовать глав муниципалитетов. Подаем материалы нарушений в суд, который и решает, накладывать штрафную санкцию или нет. Но сегодня все грамотные. Юридические отделы администраций подают апелляции, дела просто зависают в суде.
Конечно, приведение водоисточников в порядок весьма затратно для муниципалитетов. Одни гидранты в свое время просто демонтировали, другие закатали в асфальт, когда укладывали новые дороги... Однако есть муниципалитеты, которые отреагировали на наши просьбы заняться водоисточниками. Например, Магнитогорск за три месяца пока шла операция МЧС области "Гидрант", отремонтировал 52 процента неисправных водоисточников. А есть территории, в которых вообще ничего не сделали. Например, в Каслинском или Аргаяшском районе было неисправно 12-15 процентов гидрантов, так они ни одного и не исправили. Мне кажется, дело в личных подходах некоторых руководителей к пожарной безопасности. Не понимают главы, насколько важной может оказаться каждая мелочь в конкретной ситуации.
Премия не по уставу
РГ: Один за другим прогремели на Южном Урале уголовные дела в отношении сотрудников самых разных подразделений МЧС области. Откуда столько коррупционеров в рядах пожарных?
Климов: Говорить о пожарных и коррупции не вполне корректно, так как огнеборцы не занимаются надзором. Если уж начистоту, то предмет для коррупционных преступлений есть у сотрудников Госпожнадзора. Сейчас мы фактически запрещаем совершать внеплановые проверки предприятий малого бизнеса. Не секрет, что в 1990-х годах, в период становления бизнеса, накануне праздников инспектор шел по ларькам и киоскам, взимая дань. Где-то натурой, где-то купюрами он собирал себе на праздничный стол. Сейчас я могу с уверенностью сказать: такого больше нет. Последнее уголовное дело, фигурантом которого стал инспектор Госпожнадзора, расследовалось два года назад.
Если говорить о преступлениях начальников пожарных частей, то я бы не назвал их коррупцией. Это, скорее, воровство и превышение должностных полномочий. Причиной громкого Кыштымского дела стало отсутствие финансовых проверок. Туда направляли финансы на выплату денежного довольствия своим сотрудникам, на ГСМ, ремонт техники и так далее. Начальство лепило отчеты, и долгое время никто ничего даже не подозревал, все были довольны. Усвоив полученный урок, мы создали контрольно-ревизионное управление, следящее за финансовыми делами пожарных частей.
В тупике
РГ: Вопрос от читателя. Людмила Алетина, врач, спрашивает: на территории ГБ N 8 Челябинска открыли автопарковку между родильным домом, детской поликлиникой и детской больницей. Допустимо ли строить автостоянку рядом с этими учреждениями и можно ли организовывать парковку на территории больницы?
Климов: Если эта парковка перекрыла проезд специальной пожарной техники или пути эвакуации, она, конечно, недопустима. Мы проверим этот адрес. Если стоянка нарушает интересы пожарной безопасности, мы внесем соответствующий документ в суд и остановим ее деятельность.
РГ: Несанкционированные парковки стали настоящей бедой всех дворов. Невооруженным глазом видно, что в случае возгорания пожарной машине просто не подъехать к месту ЧП, как это случилось при пожаре в отделении Сбербанка во Владивостоке...
Климов: Это одна из больных тем для крупных городов. Все наши усилия по новой современной технике могут оказаться тщетными. За порядок во дворах отвечает город. Муниципалитет перекладывает эту ответственность на управляющие компании и собственников административных зданий. К сожалению, каких-то серьезных нормативных актов пока не принято. Во всей России документ, регулирующий порядок освобождения подъездных путей от машин, существует пока только в Москве. Столичные законотворцы определили полосы, которые нельзя занимать для парковки у домов. Машины нарушителей в принудительном порядке увозят на штраф-стоянку.
Когда летом случился пожар в офисном здании на Карла Либкнехта, 2, парковка перед ним тоже перекрывала все подъездные пути. Хорошо, что четко сработали сотрудники ГИБДД, быстро всех разогнали. Но когда наши подразделения прибыли на место, заминки в несколько минут избежать все-таки не удалось. После каждого пожара руководитель тушения составляет отчет. В Челябинске в каждом третьем рапорте значится: затруднен проезд к дому. Мы пытаемся разбираться, наши инспекторы каждый раз отправляются с беседами в администрацию района. Но реальных результатов, к сожалению, пока нет./rg.ru/