28.08.2008 Правительство РФ утвердило Концепцию создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Соответствующее распоряжение правительства № 1240-р от 25 августа 2008 г подписал премьер-министр РФ Владимир Путин, сообщила пресс-служба правительства.
Постановлением правительства от 31 декабря 2004 г. № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории РФ начиная с 2008 года был утвержден номер "112". В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из 4 действующих экстренных оперативных служб /служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети/ и 2 новых служб /служба "Антитеррор" и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях/.
В соответствии с концепцией, система-112 должна решать следующие основные задачи:
прием оператором по номеру "112" вызовов /сообщений о происшествиях/ и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
анализ поступающей информации о происшествиях;
передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
автоматическое определение номера позвонившего лица, получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру "112";
ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы, а также о его основных результатах;
возможность приема вызовов на 5 иностранных языках /французский, английский, немецкий, испанский, китайский/ в административном центре субъекта РФ и в иных муниципальных образованиях, причем субъекты РФ могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам.
Система-112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб:
служба пожарной охраны;
служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
служба милиции;
служба скорой медицинской помощи;
аварийная служба газовой сети;
служба "Антитеррор".
Единые дежурно-диспетчерские службы и дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб входят в соответствующие организационно-штатные структуры федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан.
С целью обеспечения координации взаимодействия при реагировании навызовы /сообщения о происшествиях/по номеру "112" единые дежурно-диспетчерские службы соседних муниципальных образований связаны между собой.
Поступающие в систему-112 вызовы /сообщения о происшествиях/, относящиеся к компетенции экстренных оперативных служб, регистрируются, анализируются и передаются оператором "112" в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб.
Мероприятия по созданию и развертыванию cистемы-112 предусматривается осуществить в 2 этапа.
Первый этап /2008-2009 гг/ предусматривает отработку общих принципов функционирования системы-112 и организацию межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб на примере опытных зон. В качестве опытных зон для проработки общих принципов функционирования системы-112 целесообразно определить не менее 2 субъектов РФ.
На втором этапе /2009-2012 гг/ должно быть осуществлено полномасштабное развертывание системы-112 на всей территории РФ.
Целевым показателем реализации работ по развертыванию системы-112 является количество субъектов РФ, в которых реализована система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб. Этот показатель должен достигать в 2009 году - 20; в 2010 году - 44; в 2011 году - 68; в 2012 году - 83.
Финансирование работ по созданию и развертыванию системы-112 производится с учетом софинансирования из бюджетов субъектов РФ в рамках ФЦП "Электронная Россия" и ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". Мероприятия по переводу сетей местной телефонной связи на использование номера "112" финансируются за счет средств операторов связи.
Как отмечается в концепции, в результате создания и развертывания системы-112 оперативность совместных действий экстренных оперативных служб должна возрасти и время реагирования снизиться с 1 часа до 30 - 40 минут, что позволит уменьшить безвозвратные потери населения в чрезвычайных ситуациях на 10 - 15 проц, а экономический ущерб - на 3 - 5 проц.
Этим же распоряжением правительства утвержден план мероприятий по реализации концепции./ПРАЙМ-ТАСС/