27.04.2008 Весной 2008 года сложилась худшая за последние три десятилетия пожарная обстановка в лесах Российской Федерации: по состоянию на конец апреля, даже по официальной статистике (вероятно, весьма неполной), площадь лесных пожаров достигла четверти миллиона гектаров; количество лесных пожаров с начала года по 25 апреля превысило прошлогодние показатели в 7,5 раз, а площадь - в 29 раз. Глава МЧС С.К.Шойгу обвинил органы управления лесами, и прежде всего - Рослесхоз, в неэффективной работе, и пообещал доложить о сложившейся ситуации руководителям правительства.
Теоретически за борьбу с лесными пожарами действительно отвечают органы управления лесами субъектов Российской Федерации, а Рослесхоз, как главный распорядитель субвенций из федерального бюджета, выделяемых на эти цели, обязан обеспечить эффективное* использование средств. Однако, на самом деле вопрос о том, кто более виновен в весеннем пике лесных пожаров - МЧС или органы лесного хозяйства - далеко не так прост.
По информации Министерства природных ресурсов, 98% лесных пожаров с начала 2008 г. произошло в результате травяных палов на сельхозземлях. Эта информация выглядит весьма правдоподобной: действительно, главной причиной весенних лесных и торфяных пожаров традиционно является выжигание сухой травы гражданами и сельскохозяйственными организациями (из хулиганских побуждений, или из суеверных представлний о том, что травяной пал способствует более быстрому отрастанию новой травы и очищению сенокосов от нежелательной растительности).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по организации и обеспечению охраны лесов (в том числе по тушению лесных пожаров) на землях лесного фонда. Борьба с пожарами на любых других землях, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, примыкающих к лесу, в полномочия органов управления лесами не входит. Соответственно, они не могут тратить на эти цели "лесные" субвенции, выделяемые из федерального бюджета (поскольку субвенции являются целевыми, и расходование их на не предусмотренные Лесным кодексом цели является нарушением Бюджетного кодекса РФ). Соответственно, борьба с травяными палами на землях сельскохозяйственного назначения, примыкающих к лесам и торфяникам, является задачей Государственной противопожарной службы федерального и регионального уровня - т.е. входит в сферу компетенции МЧС, а не Рослесхоза.
Таким образом, если данные МПР о том, что 98% весенних лесоторфяных пожаров возникло из-за сельхозпалов, верны (а сомневаться в этом пока нет оснований), то в возникновении этих пожаров виновны прежде всего органы Государственной противопожарной службы федерального и регионального уровня, т.е. организации, подотчетные МЧС.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
* Уточнение. В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, Рослесхоз, как главный распорядитель средств федерального бюджета, уполномочен обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств (пункт 1.1) и контроль за соблюдением получателями субвенций условий, установленных при их предоставлении (пункт 1.10). Таким образом, Рослесхоз, наряду с органами исполнительной власти субъектов РФ, несет ответственность за результативность использования средств "лесных" субвенций./forestforum.ru/