24.04.2008 Россия горит. Все сюжеты в новостях, посвященные этой напасти, делятся на два вида: либо нам показывают несчастных безалаберных погорельцев, собирающих на пепелище остатки и без того небогатого скарба, либо министра ЧС Сергея Шойгу, вынужденного перелетать из одного региона в другой для того, чтобы отчитать очередную администрацию за то, что творится на местах. Что уж совсем печально, так это констатация спасателями факта: введение чрезвычайного положения уже ничего не дает! И все бы это было даже забавно (помните про рыбаков, которых каждый год на одной и той же льдине уносит в море?), если бы не было так грустно, потому что ситуация повторяется из года в год. Вменяемая часть населения с ужасом ждет, когда же главному спасателю надоест работать "автоответчиком" и повторять одно и то же, и он скажет: "Извиняйте, ухожу от вас!". Невменяемая часть населения продолжает свой "глобальный субботник": поджигает сухую листву на садовых участках, ездит на шашлыки, бросает куда попало окурки.
Один раз – случайность, два – совпадение, три – диагноз. А что сказать, когда ситуация повторяется сотни, тысячи раз? Причем речь идет не только о лесных пожарах. А как быть с пожарами в институтах, домах престарелых? Более того, министр чрезвычайных ситуаций вынужден собирать круглый стол, для того чтобы убедить бизнесменов в необходимости принятия федерального закона о "Техническом регламенте о требованиях к пожарной безопасности". Бизнесмены говорят, что боятся обострения коррупции в связи с появлением независимых, частных аудиторов пожарной безопасности. Честное слово, Шойгу жалко, потому что когда в очередной раз у кого-то из этих самых бизнесменов случится ЧП с жертвами и многомиллионными убытками, все будут пенять МЧС – почему вовремя не закрыли предприятие и не наложили штраф?
Немного математики. За период с начала 2008 г. (а ведь еще не везде снег стаял!) в России возникло 5823 очага природных пожаров на общей площади 186,5 тыс. га. Для сравнения, площадь Москвы – около 100 тыс. га. То есть только с начала года россияне "сожгли" почти две Москвы. Более свежая информация: только за сутки (22 апреля) площадь природных пожаров увеличилась в два раза! В УрФО, кстати, ситуация с пожарами очень тревожная. Например, только в Свердловской области и только с начала года уже сгорело более 5 тыс. га леса (это около 10% от площади Екатеринбурга). В момент написания материала было известно о 68 очагах возгорания леса на территории области.
В отчаянии областные власти обращаются к населению. Как к маленьким – к каждому отдельно. "Садоводы! Не сжигайте траву и мусор за околицей своего участка, поскольку вы не в состоянии отследить, как и куда летят искры в данном случае, а если уж собрались что-то сжечь, примите все меры безопасности: окопайте костровище и держите наготове ведро с водой. Автомобилисты! У каждого в машине есть пепельница, куда и нужно бросать окурки и спички. Пожалуйста, задумайтесь над тем, что треть лесных пожаров приходит в лес от автомобильных и железных дорог", - обратился к свердловчанам министр природных ресурсов Свердловской области Константин Крючков. Вы только вдумайтесь – министр практически умоляет жителей не жечь костры. Что дальше – гаишники будут останавливать автомобили и наглядно объяснять, где у вас в машине дислоцируется пепельница? И ведь придется же!
А вот Шойгу, похоже, безалаберные россияне и безответственные чиновники надоели. О чем он и заявил накануне во время селекторного совещания. "Складывается впечатление, что вы рассказываете, как все плохо было сделано при разграничении полномочий в прошлом году (с 2007 года по новому Лесному кодексу охраной лесов, в том числе от пожаров, занимаются власти субъектов РФ). Получается, что деньги выделяются, а как они используются никто не смотрит, как разваливается Росавиалесохрана никто не смотрит", - недоумевал Шойгу по поводу доклада замруководителя Рослесхоза Михаила Гиряева. Последний доложил, что субъектам РФ в этом году на защиту лесов, в том числе от пожаров, было выделено 17 млрд руб., что на 42% больше, чем в предыдущем году. Однако эти средства, по его словам, используются неэффективно. "Практически не проводятся превентивные мероприятия, а из 114 переданных субъектам РФ воздушных судов готово только половина", - сказал Гиряев.
В регионах нашему агентству предоставили тоже не очень радостную информацию. В Тюмени на заседании оперштаба по ликвидации лесных пожаров собравшиеся пришли к выводу, что "дополнительных преимуществ в организации профилактики и ликвидации пожаров на какой-либо территории объявление ЧС не дает". То есть что кричи "Караул!", что не кричи – все равно. Тогда начальник ГУ МЧС по Тюменской области Виктор Чипчай предложил опробовать в регионе оригинальную схему полного тушения очагов возгорания (ну, а что остается делать, когда традиционные способы уже не помогают?!). По замыслу главного тюменского спасателя, на смену пожарным боевым расчетам, локализовавшим очаг и сбившим огонь, приходят мобильные группы по 10-15 человек из числа дополнительно привлеченных, чтобы окончательно потушить пожар. Правда, действенность этого метода еще не известна.
Из оперативной сводки: Утром 22 апреля в Тюменской области действовало 92 пожара. За сутки произошло 104 новых возгорания, потушено 117, осталось действующих – 79. Огнем было охвачено 586 га.
А в Челябинской области особый режим никто не отменял – он был введен еще в понедельник. Между тем, прокурор Челябинской области Александр Войтович взял на особый контроль ситуацию с лесными пожарами. "Прокуроры обязаны обеспечить проверку всех материалов по фактам возникновения пожаров со значительной площадью поражения огнем и фактам возгорания в результате лесных пожаров объектов в черте населенных пунктов, принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причиненного ущерба", - обратился к своим подчиненным руководитель ведомства.
Надо сказать, все этим меры более чем оправданы – накануне в Троицком районе Южного Урала чуть не сгорела деревня. Вечером в лесах Кособродского участка Увельского лесничества пожар начался на трех участках, затем из-за сильного юго-западного ветра распространился еще на шесть участков лесничества. Первоначально общая площадь его распространения составила 300 га.
Поздним вечером огонь стал угрожать деревне Кособродка, где проживает около 300 человек. Его удалось остановить чуть ли не в 100 м от населенного пункта. Для этого была проведена глубокая опашка с помощью подручной техники и организован встречный отжиг. В общем, все очень напоминает военные действия – "враг был остановлен в 100 м от населенного пункта".
Из оперативной сводки: За минувшие сутки в лесах Челябинской области зарегистрировано 74 лесных возгорания, от огня пострадали 693 га лесопосадок. По-прежнему действует особый режим.
В общем, простите за каламбур, обстановочка накаляется. И в то время, когда большинство граждан подумывают об отпуске, горящий на работе Шойгу пытается еще и законотворчеством заниматься. Как уже говорилось выше, МЧС лоббирует принятие технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Не приняли закон аж в третьем чтении из-за мощного лобби, но уже со стороны бизнес-сообщества. Дело в том, что предприниматели опасаются роста числа коррумпированных аудиторов. МЧС, в свою очередь, утверждает, что просчитало "коррупционную емкость" документа и оказалось, что он позволит как раз таки снизить пресловутую коррупцию среди контролирующих. Правда, пока все это еще на бумаге, и как же будет в реальности – неизвестно. Зато можно с уверенностью сказать, что завтра еще в каком-нибудь очередном регионе появится десяток (а то и сотня) новых очагов возгорания, и Сергею Кожугетовичу снова придется лететь, ехать, плыть или, на крайний случай, просто позвонить, чтобы в очередной раз стукнуть кулаком по столу./nakanune.ru/