18.04.2008 Участившиеся факты возгорания пассажирских вагонов потребовали усиления мер противопожарной безопасности
Оснащение подвижного состава противопожарными системами безопасности, обучение поездных бригад правилам борьбы с огнём и профилактике возгораний, повышение квалификации электромехаников должно помочь справиться с возросшим числом пожаров в пассажирских поездах.
К такому выводу пришли участники семинара, прошедшего в Санкт-Петербурге в рамках сетевой школы повышения квалификации для специалистов в области пожарной безопасности.
«Ситуация с пожарами в пассажирских поездах по результатам прошлого года и началу этого очень серьёзная, – говорит заместитель начальника управления охраны труда и экологического контроля ОАО «РЖД» Виталий Беликов. – В прошлом году в пассажирских поездах произошло десять пожаров».
По его словам, в большинстве случаев одна из главных причин возникновения возгораний – неисправность электрооборудования и низкая квалификация обслуживающих пассажирские вагоны электромехаников.
«Я лично разговаривал с электромехаником, из-за неправильных действий которого по обслуживанию электрического оборудования выгорел вагон поезда Санкт-Петербург – Москва. Этот человек четыре года отработал на фирменных поездах. На мой вопрос, как он мог допустить ошибку, вызвавшую пожар, он ответил: «Я боюсь генераторов переменного тока», – рассказывает заместитель генерального директора по вагонному хозяйству Федеральной пассажирской дирекции Александр Мельников, отмечая необходимость более качественного отбора и подготовки технических специалистов.
Кроме электромехаников, уверен Александр Мельников, необходимо повышать и уровень профессиональной подготовки проводников, в первую очередь аутсорсеров. Их на сети ОАО «РЖД» порядка 25%.
«Уровень технической подготовки, в том числе и касающейся пожарной безопасности, у них очень слабый, – говорит он. – Они практически не знают ни устройства вагона, ни устройства электрощита. Предлагаю исключить допуск проводников в рейс, если они не прошли пожарно-техническое обучение».
Влияние человеческого фактора усугубляется и различиями в системах противопожарной защиты подвижного состава.
«Вагоны разных производителей изготавливаются из различных материалов, у каждого из них свои конструкционные особенности, и самое главное – у них разные системы противопожарной защиты. В результате поездные бригады, освоившие специфику одного вагона, в другом не смогут обеспечить пожарную безопасность просто по незнанию», – говорит заместитель генерального директора ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» – главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте Валерий Аксютин.
По мнению руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Виталия Михно, предотвратить пожары можно.
«Но для этого со стороны инспекторов по пожарной безопасности должна быть жесточайшая требовательность к противопожарной технике и людям. Мы должны добиться, чтобы при выпуске подвижного состава в рейс инспектор был уверен, что в случае экстренной ситуации необходимые навыки у электромехаников и проводников будут доведены до автоматизма», – говорит он.
Достичь этого можно только с помощью повышения квалификации специалистов. Один из методов – сетевые школы, где изучаются принципы работы систем противопожарной безопасности, технические особенности пассажирских вагонов и применяемых в них средств пожаротушения, а по итогам мероприятия его участники – инспекторы по пожарной безопасности должны сдать зачёт. А возвратившись на свои дороги, должны будут проинструктировать поездные бригады.
Ещё одна мера против возгораний и пожаров в поездах – оснащение подвижного состава противопожарной техникой.
«Сейчас часть пассажирских вагонов вовсе не оборудована противопожарной техникой. Для решения этой проблемы при проведении капитальных ремонтов в них будут установлены системы противопожарной безопасности. На эти цели в этом году выделено 385 млн руб.», – сказал Александр Мельников.
Также в этом же году дороги получат принципиально новые огнетушители, которые уже используются специалистами МЧС и Московского метрополитена. Главная их особенность – принцип распыления воды, при котором её молекулы не соприкасаются друг с другом, благодаря чему можно тушить даже горящую электропроводку. По словам разработчиков огнетушителя, при его создании были взяты все плюсы порошковых, пенных и углекислых огнетушителей, поэтому им можно затушить 27 кв. м горящей деревянной поверхности, до 180 литров бензина или находящуюся под напряжением электропроводку. /«Гудок»/