16.04.2008 Как стало известно информагентству Аи92, председатель правительства РФ Виктор Зубков поручил руководителю Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Константину Пуликовскому отменить регистрацию АЗС в государственном реестре опасных производственных объектов и не распространять на них действие законодательства в области промышленной безопасности. Как говорится в резолюции Виктора Зубкова на имя Константина Пуликовского (копия имеется в распоряжении Аи92 – ред.), главе Ростехнадзора следует доложить о результатах выполнения данного распоряжения в срок до 15 апреля.
Напомним, в марте общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» повторно обратилась к Виктору Зубкову в связи с продолжающимися неправомерными действиями Ростехнадзора по распространению юрисдикции законодательства в области промышленной безопасности на эксплуатацию традиционных (реализация только жидкого моторного топлива) автозаправочных станций (АЗС).
Решением правительственной комиссии по проведению административной реформы, признавшей АЗС «опасными непроизводственными объектами» и постановлениями правительства РФ от 02.10.2007 г. № 631 и № 632 АЗС были практически выведены из под юрисдикции Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон № 116-ФЗ).
В ответ на обращение ОПОРЫ РОССИИ к заместителю председателя правительства РФ – руководителю аппарата правительства РФ С.Е. Нарышкину было дано следующее поручение:
--------------------------------------------------------------------------------
«Ростехнадзор (К.Б. Пуликовскому).
Обращаю внимание на необходимость безусловного исполнения решений, принятых Правительственной комиссией по проведению административной реформы. Прошу привести свои акты в соответствии с принятым комиссией решением о признании автозаправочных станций опасными непроизводственными объектами (протокол заседания от 29 июня 2007 года № 65, раздел XVII, пункт 2, абзац второй) и доложить в Правительство Российской Федерации об исполнении данного поручения.
Срок – до 20 декабря 2007 года»
--------------------------------------------------------------------------------
Как отмечают в ОПОРЕ РОССИИ, данное поручение не было выполнено: «более того, Ростехнадзор форсировал свои действия по усилению надзора в области промышленной безопасности за АЗС» - говорится в письме в адрес председателя правительства РФ.
«На владельцев АЗС оказывается административное и психологическое давление с целью выполнения ими требований закона № 116-ФЗ, что создает только дополнительные, искусственные барьеры для бизнеса - жалуется ОПОРА. - Безопасность же АЗС при этом не повышается, поскольку обеспечение безопасности осуществляется за счет организационно-технических мероприятий, выполняемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и выпущенными на его основе нормативными актами.»
Данная проблема обсуждалась на прошлой неделе на заседании совета директоров Российского топливного союза.
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша рассказал об истории развития вопроса.
В 2003 году МЧС начало требовать у владельцев АЗС лицензию на эксплуатацию пожароопасного объекта. По словам Евгения Аркуши, требование было терпимым, т.к. стоимость лицензии составляла в зависимости от региона РФ $300-3000. Однако в 2007 году Ростехнадзор решил отнести АЗС к опасным производственным объектам и распространить на них действие еще одного вида лицензирования – на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта. Таким образом, АЗС должны были иметь одновременно 2 лицензии, что подтвердил глава Ростехнадзора в рамках подготовки страны к масштабной проверке т.н. «безопасности» на АЗС. Российский топливный союз направил в правительство РФ письма, в которых настаивал на том, что АЗС – опасный, но не производственный объект. В результате осенью 2007 года правительство отменило оба вида лицензирования для АЗС.
Однако счастье не наступило.
Ростехнадзор выпустил 29 октября 2007 года приказ №741 «Об исполнении постановления Правительства РФ от 1 октября 2007 года №631 к организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих АЗС», в соответствии с которым требовал от своих территориальных управлений продолжать проверку АЗС. Одновременно на АЗС произошло несколько несчастных случаев, что Константин Пуликовский немедленно использовал как довод в пользу того, что АЗС – опасные производственные объекты, поэтому должны быть внесены в соответствующий реестр с вытекающими последствиями. Ростехнадзор решил разработать формы отчетности за выполнением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими автозаправочные станции, а также составить перечень нормативных правовых и технических документов, применяемых при проведении проверок АЗС. Также совместно с управлением государственного экологического надзора было решено подготовить предложения по аккредитации организаций, оказывающих сервисные услуги в области промышленной и экологической безопасности организациям, эксплуатирующим АЗС.
Одновременно Московское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора направило в Прокуратуру Москвы обращение о невыполнении владельцами АЗС требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон № 116-ФЗ).
Однако ОПОРА России отмечает:
1. В соответствии с решением Правительственной комиссии (п. XVII протокола № 65 от 29 июня 2007 года) традиционные АЗС признаны «опасными непроизводственными объектами» и, следовательно на них не распространяется действие закона № 116-ФЗ.
2. В соответствии с Постановлениями Правительства от 2 октября 2007 года №631 и №632 на АЗС, как на объекты розничной торговли бензином и дизельным топливом, не требуется получение лицензии на эксплуатацию пожаро- и взрывоопасных производственных объектов.
3. Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 258-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 8 августа 2007 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которыми упразднено лицензирование деятельностей по эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов.
4. Минюстом России отказано (исх. от 13.02.2008г. № 01/1371-аб) в государственной регистрации приказа Ростехнадзора от 25.04.2006 г. № 389 «Об утверждении Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре», так как законодательством Российской Федерации Ростехнадзору не предоставлено право утверждать указанный Перечень. Поэтому Ростехнадзор не имеет правовых оснований для идентификации традиционных АЗС в качестве опасных производственных объектов для целей их регистрации в государственном реестре.
5. Минюстом России признан не нуждающимся в государственной регистрации (исх. от 13.02.2008 г. № 01/1377-аб) приказ Ростехнадзора от 29.10.2007 г. № 741 «Об исполнении постановлений Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 631 и организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих автозаправочные станции», поскольку носит внутриведомственный характер и не содержит нормативных предписаний.
Таким образом, действия Ростехнадзора по отнесению традиционных АЗС к производственным объектам и распространение на них юрисдикции Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются неправомочными, заключает ОПОРА России.
Теперь Ростехнадзору приказано отказаться от неправомерной практики контроля за промышленной безопасностью над АЗС. /au92.ru/