27.03.2008 Ночью со среды на четверг городские спасатели провели крупную учебу личного состава в подземелье Киевского метрополитена.
0.30 ночи. У входа возле станции метро Золотые Ворота стоят начальник Киевского метрополитена Петр Мирошников, 50 лет, и Виктор Босак, 42 года, руководитель главного управления МЧС Киева. В холле станции метрополитеновец объясняет Денису Бассу, 29 лет, первому заместителю мэра, как устроена станция. В то время трое техников подсоединяют кабели к двоим ноутбукам. Компьютеры ставят на стол за полметра от входа. На мониторы должны транслировать видеосигнал учеб, которые будут проходить под землей. Петр Мирошников одет в черное пальто, Виктор Босак - в камуфляжных штанах и куртке. Когда переговариваются, изо ртов идет пар. На улице около нуля, но мороза нет - лужи около памятника Ярославу Мудрому не замерзшие.
1.13 ночи. На цветных мониторах видно: перрон и вагоны на станции метро внезапно заполняются дымом. Он идет из нескольких специальных черных "задымителей", установленных пожарниками на платформе и в вагонах.
1.14. Дежурная на станции Золотые ворота объявляет через громкоговорители: "Вход на станцию закрыт, просим пассажиров освободить платформу". Она же, за "легендой", звонит по телефону в дежурную пожарную часть, сообщает о пожаре. Десяток женщин-метрополитеновцев одевают сначала противогазы. А затем быстро катят двухколесные тачки с огнетушителями к открытым дверям вагонов. Слышу, как кто-то из работников станции говорит Виктору Босаку: на Золотых воротах есть 18 противогазов. Именно столько метрополитеновцев работают на станции в часы пик.
- Это очень мало. Нужно - как минимум сто. А если кто-то из пассажиров окажется в зоне задымления? Ему же обязательно нужен противогаз, - поучительно говорит Виктор Босак.
Старший инспектор центра пропаганды МЧС Киева Александр Хорунжий, 27 лет, объясняет "ГПУ" тактическую задумку учебы:
- Во время остановки в третьем вагонепоезда на станции Золотые Ворота произошел взрыв. Пострадало восьми человек в вагоне и пятеро - на платформе.
1.18. Владимирской к станции прибывает первая пожарная машина. Она едет без звуковой сирены, чтобы не будить киевлян. Включены лишь синие "маячки". Их отблеск на окнах и витринах видно метров за сто. Пожарники высыпают из машины молниеносно, как муравьи. Видно, что спасатели одеты не для "показухи". Защитные костюмы в саже, а каски - поцарапаны. Руководители спускаются вглубь станции эскалатором. Виктор Босак предлагает спуститься на перрон Денису Бассу. Он добавляет, что дым на платформе - безопасный. Спасатели спускаются вслед за ними. На площадке между двумя эскалаторами вижу, что дежурная сидит в кабинке в противогазе.
Захожую в задымленный вагон. Ничего не видно за метр. Вижу на сидениях трех молодых мужчин. Двое лежат, третий сидит. Во всех на груди прикреплены бейджики. "Проникающая травма черепа", "Перелом правой ноги", "Травма позвоночника", - написано на них.
- С такой травмой тебе нельзя шевелится, лежи, не двигайся, - авторитетно объясняет чернявый мужчина с "травмой позвоночника", коллеге, в которого "проникающая травма черепа".
1.31. Спасатели в масках выносят на носилках из вагона первого пострадавшего. Это мужчина с "переломленной ногой". "Позвоночник" и "голова" лежат молча, не протестуют.
1.37. Подходящую к мужчине, который сидит на перроне, оперевшись спиной к колонне. У него бейджик с надписью "оторвана правая рука". Это Владимир Харченко, 34 года, начальник отдела МЧС Оболонского района.
- За пятнадцать лет работы я впервые в роли пострадавшего. Это более легко, чем быть спасателем. Пожарник носит на спине 15 килограммов, а ему еще человека выносить. Без подготовки - очень трудно. Да и работа тяжелая, а зарплата без стажа - 800 гривен. Но уже привык. Мне когда-то начальник говорил: стерпиш три года, то никогда эту работу не бросишь. Так и есть, - говорит он "ГПУ".
По подсчетам ГПУ", последнего пострадавшего выносят на поверхность еще за 17 мин, в 1.48.
- Двенадцать минут на эвакуацию - это норма. Первое и главное задание - не тушит пожар, а вывести людей из платформы, - объясняет Виктор Босак Денису Бассу и Петру Мирошникову.
В 1.49 спасателей заливают пеной то условно место, откуда возник пожар. Еще за несколько минут все руководители выезжают из станции наверх.
2.00. Около вагона замечаю четыре экспертов из СБУ и овчарку Рея, которая специализируется на поисках взрывчатки. СБУ проводила в то время собственная учеба - находили и обезвредили в метро взрывчатку. В среднем вагоне между перилами сидения - натянута нить. Сама взрывчатка спрятана под сидением. Эксперты ходят в черных костюмах и жилетах, из бейджиками "СБУ". Пакет-"бомбу" с дешевыми китайскими часами кладут в три связанных между собой шины. Потом подсоединяют ее к детонатору, выбегают из вагона, прячутся за колонной.
- Закрой уши! - говорит молодой эксперт и показывает пальцами на уши. Ожидая взрыва, все затыкают уши и кривятся от напряжения. От взрыва закладывает уши. Остатки бомбы эксперты изучали несколько минут.
Спасатели говорят, Золотые ворота - самая тяжелая для гашения пожаров станция. Она очень глубокая, с пересадкой, на протяжении суток ею проходит 300 тысяч пассажиров.
"Газета по-українськи"/gpu-ua.info/