29.09.2007 Возобновив работу после трехнедельного перерыва, с 25 сентября Верховный суд Коми рассматривал дело о поджоге «Пассажа» четыре дня подряд. Поскольку две трети потерпевших уже дали показания, а остальные пока не явились, суд приступил к заслушиванию свидетелей, коих в списке более 200 человек.
В среду и четверг на судебную трибуну поднимались преимущественно сотрудники противопожарных служб. В пятницу – медработники «скорой» и прохожие-очевидцы пожара.
Абсолютно все пожарные, выступившие в суде, не сомневаются, что в «Пассаже» был именно поджог с использованием легковоспламеняющейся жидкости, так как такого стремительного распространения огня (считанные минуты) от возгорания электропроводки или непотушенного окурка не бывает.
Уже дали показания дознаватели Госпожнадзора, которые нашли в сгоревшем здании пластиковые бутылки объемом не менее 5 литров каждая. Предположительно, именно в них поджигатели принесли в торговый центр «горючку».
Не исключено, что использовался газолин, так как гособвинителя Антона Айназарова при опросе свидетелей интересовало именно это горюче-смазочное вещество.
Отметим, что газолин (по скорости воспламенения близок к бензину и керосину - БНКоми) нельзя назвать легкодоступным для отечественного потребителя горючим. Как сообщил источник БНКоми, газолин преимущественно поставляется «Газпромом» на экспорт для последующей переработки в максимально светлые нефтепродукты.
В ходе заслушивания свидетелей-пожарных вырисовывалась страшная картина трагедии. Самое большое количество мертвых тел было найдено за железной дверью на втором этаже, которую смогли вскрыть только по прошествии 40 минут после начала пожара. Не менее 7 человек лежали друг за другом, так и не сумев воспользоваться запасным выходом, причем все они погибли не от огня, а задохнулись ядовитыми парами горения.
Бывший инспектор Госпожнадзора (ГПН), а ныне сотрудник «Северных Магистральных Нефтепроводов», Михаил Петров участвовал в выносе тел из «Пассажа». После чего он получил задание от своего начальника отправиться в морг и «производить подсчет трупов».
- Зачем ГПН надо было считать трупы? – спросил гособвинитель Антон Айназаров.
Петров сообщил суду, что занимался этим до конца своего рабочего дня (до 18-19 часов), но не смог назвать точное количество погибших, поступивших к тому времени в морг.
- Вам дали задание подсчитывать, так, сколько было? – спросил председательствующий судья Валерий Кунторовский.
- Точно не помню… - свидетель остановился на формулировке «не менее 20».
Заседание продолжится после выходных, первого октября. Ожидается, что суд будет работать так же плотно, как и на этой неделе, не объявляя длительных перерывов.
- Насколько я понял, судьи настроены отложить другие дела в сторону, - сказал гособвинитель Антон Айназаров корреспонденту БНКоми. – Все заинтересованы, чтобы рассмотреть это дело побыстрее, и подсудимые в том числе, ведь они нервничают./bnkomi.ru/