27.09.2007 Правительственная комиссия по проведению административной реформы 25 сентября отменила два вида лицензий для АЗС — на пожаро- и взрывоопасность. Напомним, в начале августа руководитель аппарата правительства РФ, заместитель председателя правительства РФ Сергей Нарышкин поручил МЧС России, Ростехнадзору и Минэкономразвития внести изменения в ряд нормативных документов для исключения АЗС из числа объектов, подлежащих лицензированию по видам деятельности – эксплуатация пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов. Ранее Минэкономразвитии России провело совещание с участием представителей МЧС России, Ростехнадзора, Минпромэнерго России и ОПОРЫ России. По результатам совещания на имя С.Е. Нарышкина были направлены два письма с предложениями по нормализации ситуации с лицензированием деятельности АЗС – от Минэкономразвития и от ОПОРЫ России.
РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКВА
1. МЧС России (С.К. Шойгу) Ростехнадзор. (К.Б. Пуликовскому)
Прошу в рамках своих полномочий разработать и внести в 2-х недельный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" и от 17 января 2007 г. № 18 "О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов", с целью исключения автозаправочных станций из числа объектов, подлежащих лицензированию по видам деятельности, указанным в подпунктах 28 и 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и эксплуатация пожароопасных производственных объектов).
2. Ростехнадзор (К.Б. Пуликовскому)
Прошу разработать и внести до 5 сентября 2007 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", с целью определения понятия "производственный объект".
3. Минэкономразвития России (Г.О. Грефу)
Прошу с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти с учетом предложений Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" дополнительно проработать и представить до 5 сентября 2007 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
С. Нарышкин
4 августа 2007 г.
ОПОРА России
Исх. № 364 от 23 мая 2007 г.
Руководителю Аппарата Правительства РФ – заместителю Председателя Правительства РФ Председателю Правительственной комиссии по проведению административной реформы С.Е. Нарышкину
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Общественная организация «ОПОРА России» вынуждена еще раз обратиться к Вам по вопросу лицензирования автозаправочных станций (АЗС).
Нашим письмом от 19.04.2007 № 253 (вх. 2-2483 от 19.04.2007) мы обратились с просьбой рассмотреть на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы беспрецедентную ситуацию, сложившуюся вокруг вопроса лицензирования АЗС.
Вместо отмененного в ходе административной реформы лицензирования деятельности по эксплуатации АЗС в настоящее время по инициативе МЧС РФ и Ростехнадзора сложилась практика двойного лицензирования этой деятельности. За счет использования расплывчатого определения «опасного производственного объекта», приведенного в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон № 116-ФЗ), АЗС сначала из объекта розничной торговли моторным топливом (чем АЗС и является по сути) был превращен в производственный объект, а затем на него распространили все положения закона № 116-ФЗ.
В результате, в настоящее время МЧС РФ требует от владельцев АЗС получение лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта, а Ростехнадзор – на деятельность по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта.
Парадокс заключается в том, что ничего нового для повышения безопасности АЗС лицензирование не вносит. На АЗС, являющейся одновременно и пожароопасным и взрывоопасным объектом, для обеспечения безопасности, как с точки зрения возникновения пожара, так и взрыва, используются одни и те же инженерно-технические мероприятия, выполняемые в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и изданных на его основе нормативных актах. Причем, выполнение этих мероприятий контролируется на всех этапах как раз органами МЧС.
Позиция «ОПОРЫ России» о недопустимости отнесения АЗС к производственным объектам и необходимости исключения АЗС из перечня объектов, на которые распространяется требование о получении лицензий на деятельность по эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных производственных объектов поддержана соответствующими заключениями МЭРТ РФ и Минпромэнерго РФ. Наше обращение нашло понимание и в Департаменте государственного управления и местного самоуправления Правительства РФ.
К сожалению, предварительное рассмотрение этого вопроса на тематической подгруппе № 1 рабочей группы по вопросам планирования и совершенствования механизмов управления административной реформой не дало результата, поскольку отсутствовали предложения от МЧС РФ и Ростехнадзора, которые должны были быть внесены на Правительственную комиссию в соответствии с Вашей резолюцией от 4 мая 2007 г.
По нашему мнению, ждать предложений от МЧС РФ и Ростехнадзора по разрешению создавшейся ситуации бесполезно, поскольку обе эти организации заинтересованы в ее сохранении.
Создана классическая система, в которой образуются административные и технические барьеры, самостоятельно владельцем АЗС не преодолеваемая. Появляются организации-посредники, гарантирующие за отдельную плату оформление документов и решение возникающих вопросов по получении лицензии. Стоимость выполнения таких «услуг» оценивается шести, а то и семизначными цифрами в пересчете на одну АЗС.
«ОПОРОЙ России» подготовлены согласованные с МЭРТ РФ предложения по внесению изменений в законодательные и нормативные акты для оптимизации государственного регулирования в сфере розничной торговли моторным топливом через АЗС.
Просим Вас, уважаемый Сергей Евгеньевич, провести рабочее совещание для обсуждения со всеми заинтересованными сторонами сложившейся ситуации и вынесения конкретных предложений на Правительственную комиссию.
Президент С.Р. Борисов
Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации – Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации С.Е. Нарышкину
О нормализации ситуации с лицензированием деятельности автозаправочных станций Протокол заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 29 июня 2007 г. № 65 (пункт 2 раздела XVII)
Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Во исполнение решений Правительственной комиссии по проведению административной реформы Минэкономразвития России докладывает по вопросу нормализации ситуации с лицензированием деятельности автозаправочных станций (далее - АЗС).
Минэкономразвития России проведено совещание с участием представителей МЧС России, Ростехнадзора, Минпромэнерго России и ОПОРЫ России, по результатам которого предлагаются следующие пути решения поставленного вопроса.
Предложение о признании АЗС опасными непроизводственными объектами возможно реализовать путем внесения в постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов» и от 14 августа 2002 г. № 595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов» изменения, согласно которым установить норму, исключающую необходимость получения лицензии АЗС, до внесения соответствующих поправок в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирование в указанной сфере, включая разработку нормативных правовых актов, поручено осуществлять МЧС России и Ростехнадзору. В связи с этим предлагается поручить указанным федеральным органам исполнительной власти подготовить соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что внесение данного изменения в названные постановления Правительства Российской Федерации может служить только временной мерой, предлагается одновременно проработать вопрос о внесении в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» поправок в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению критериев отнесения объектов к взрывоопасным, пожароопасным и взрывопожароопасным производственным объектам в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, а также в части изменения наименования лицензируемого вида деятельности, исключающего необходимость получения в двух лицензирующих органах – МЧС России и Ростехнадзоре лицензий на эксплуатацию объекта, являющегося одновременно пожароопасным и взрывоопасным.
Внесение в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изменения в части введения понятия «производственный объект» не потребуется в целях лицензирования видов деятельности в рассматриваемой области. Однако для исключения правовых коллизий при правоприменении законодательства, устанавливающего порядок проведения надзора и контроля в рассматриваемой сфере, введение указанного определения необходимо.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. В связи с этим разработку проекта федерального закона, предусматривающего введение указанного определения целесообразно поручить Ростехнадзору.
В целях обеспечения безопасности работы АЗС с учетом признания отсутствия необходимости получения лицензии при их эксплуатации «ОПОРА России» предлагает разработать технический регламент, устанавливающий требования, обеспечивающие технологическую, пожарную и экологическую безопасность АЗС и включить в Программу разработки первоочередных проектов технических регламентов.
Учитывая, что Федеральным законом от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» изменены требования, предъявляемые к разработке технических регламентов, Минэкономразвития России направлен запрос в Минпромэнерго России о возможности реализации предложения «ОПРОРЫ России». В случае положительного ответа Минпромэнерго России урегулирование вопроса осуществления контроля и надзора за деятельностью АЗС возможно решить в рамках соответствующего технического регламента, разработку которого целесообразно поручить МЧС России и Ростехнадзору.
А.В. Шаронов
/Аи92/