23.05.2007 Как-то незаметно уже третий купальный сезон начинается в Псковской области без службы спасения на воде. Напомним читателям, что по приказу МЧС России у нас она прекратила свое существование аккурат с 1 мая 2005 года.
Много оптимистических прогнозов звучало по этому поводу в официальных печатных уведомлениях, но, как и следовало ожидать, на практике всё оказалось куда более прозаично, даже трагично. «Спасать будут профессионалы!» - под этим девизом были ликвидированы районные службы спасения на воде и созданы так называемые оперативные межрайонные отряды спасателей. К примеру, на семь районов южной зоны области оставили 12 спасателей в Великих Луках. Если даже допустить, что на каждый вызов из любого района они смогут отреагировать оперативно, то даже в самый близкий из райцентров – Кунью – специалисты прибудут не ранее, чем через 20 минут, тогда как уже через пять минут после погружения реанимировать утонувшего практически бесполезно: за это время в его мозге успевают произойти необратимые органические изменения, и даже если вернуть человека в мир живых, он вряд ли будет полноценным, а тем более здравомыслящим человеком. Получается, что основные функции вновь созданной структуры МЧС в Псковской области - не спасение, а доставание утопленников. Эта работа тоже требует профессиональных навыков, которыми, как показывает практика, межрайонные водолазы в должной степени не обладают.
В начале июля 2006 года на маленьком озерце в ближайшем пригороде Невеля утонул парень 24-х лет. Прибывшие по вызову великолукские водолазы поныряли-поныряли, махнули рукой и отправились восвояси. Дело в том, что глубина в этой с виду «лужице» вполне морская - 8-9 метров. Без специальной подготовки и досконального знания местных условий не справиться. Несчастные родители уговорили своих, местных, уволенных за ненадобностью водолазов помочь горю. Свои справились. И немудрено. Из четверых водолазов первой категории на всю Псковскую область двое работали в Невеле. Впрочем, не стоит винить и великолучан: после очередного урезания штатов в конце лета прошлого года у них во время работ на плотине через реку Ловать утонул водолаз. По технике безопасности при таких работах требовалось минимум три специалиста, а после сокращение штатов пришлось обходиться двумя. А вода, как известно, чужих законов не признает.
В свое время, когда еще можно было обсудить проблему и сохранить по районам службу спасения на воде, крайне легкомысленно отнеслись к этому представители местных властей. В кулуарах спасателей называли не иначе, как бездельниками - не каждый, мол, день, у нас люди тонут. Но вот обнаружилось, что приглашенным водолазам тоже надо платить, и немалые денежки. А, к примеру, вся Невельская спасательная станция вместе с зарплатой семи специалистов и хозрасходами обходилась бюджету в 360 тысяч рублей в год – в полтора раза меньше, чем фонд заработной платы главы района.
Два года назад из районов вывезли в Псков все плавсредства и оборудование, отключили телефоны. А вот теперь, похоже, спохватились, что без своих спасателей - никак. 10 мая на заседании районной комиссии по ГО и ЧС при администрации Невельского района обсуждался вопрос, как бы это открыть на купальный сезон городской пляж и на кого бы при этом переложить ответственность. Бывший начальник спасательной станции Владимир Иванович Крашняков – ныне инспектор по регистрации маломерных судов МЧС по Невельскому району Псковской области – перечислил мероприятия, для этого необходимые: очистка акватории водолазами, закупка и установка буйков, подготовка и лицензирование минимум двоих спасателей, наем медработника, покупка как минимум одной шлюпки и спасательного оборудования. «Это дорого!» - пришли к выводу «чрезвычайщики» и озвучили «мудрое» предложение: в приказном порядке назначить ответственными за жизнь купающихся детей учительниц, которые будут приводить детвору на пляж. Только вот кого обязать быть ответственными за детей, пришедших без учительниц, и лиц других возрастных категорий? Так что вопрос пока оставили открытым. А купаться народ всё равно полезет. К каким последствиям это приведет? Позволю себе напомнить читателям, что в прошлом году на реке Великой в Пскове утонула 17-летняя девушка, как раз напротив того места, где когда-то была спасательная станция./gubernia.pskovregion.org/