26.02.2007 На прошлой неделе в Псков приезжал министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу.
Без права на АВОСЬку
Официальной целью его визита было знакомство с работой аварийно-спасательной службы Государственного управления гражданской защиты и пожаротушения Псковской области. А потому прямо из аэропорта министр отправился на улицу Подвишенскую - инспектировать подчинённых. Там он с преувеличенным вниманием разглядывал имеющееся у них в наличии спасательное снаряжение, выхватывая цепким взглядом устаревшие образцы. А когда дошла очередь до сумки с медикаментами, даже водрузил на нос очки. Содержимое этой сумки не вызвало у министра нареканий, а вот сама она с высочайшей иронией была обозвана авоськой («такие авоськи» у образцовых спасателей, оказывается, давно уже не используются).
В специализированной части по тушению крупных пожаров на улице Коммунальной министру с гордостью показывали новый учебно-тренировочный комплекс для подготовки газодымозащитников, а именно – тепло- и дымокамеры.
В теплокамере порозовевшие (скорее от волнения, чем от горячего воздуха) пожарные усердно крутили педали велотренажёров. В дымокамере к приходу высокого гостя напустили немного дыму, сквозь который доблестно продиралась другая, тяжело экипированная, показательная группа.
Вот только в парилке продемонстрированной министру комнаты отдыха почему-то оказалось пусто. Гламурную обстановку (барная стойка с начищенными до блеска фужерами, экзотические фрукты на журнальном столике, камин) оживляли только выставленные на полке войлочные шапочки с игривыми надписями. Зато Шойгу разулыбался: «Так и надо жить!».
В какой-то момент министру вздумалось нарушить протокол. И со словами «пойду, пообщаюсь с ребятами», он ринулся в массы. Да так резко, что у стоявшего по стойке смирно в первом ряду пожарного на глазах навернулись слёзы (которые он потом безуспешно пытался сморгуть под прицелом множества фото- и видеокамер). А между тем Сергей Кужугетович уже тряс руку его соседу. Слово за слово, министру стало любопытно, сколько зарабатывают доблестные псковские огнеборцы. Растроганный брандмейстер только и нашёлся - заверить большое начальство, что денег ему «хватает».
А чего псковским чрезвычайщикам не хватало, министр с губернатором им подарили. Спасатели получили мореходную моторную лодку «Стрингер – 550 Р» и новое водолазное оборудование, пожарные - 5 автоцистерн.
ОДУХО-творение
Самым, наверное, приятным пунктом программы пребывания Сергея Шойгу в Пскове стало посещение детского дома. Министр явился перед воспитанниками этого учреждения как февральский Дед Мороз, тут же подхватил на руки и крепко обнял какую-то бойкую девчушку с розовым бантиком (сопровождавший его губернатор почему-то постеснялся последовать его примеру и неловко пережидал эту трогательную сцену в стороне), а потом не жалея ладоней хлопал юным музыкантам, которые подготовили для него поистине роскошный концерт.
Дело в том, что в Псковском детском доме реализуется уникальный социальный проект: силами воспитанников здесь создан настоящий духовой оркестр. Этот проект даже участвует во всероссийском конкурсе, который проводит «Единая Россия».
Вот потому-то министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как один из самых заметных членов «ЕдРа») и заинтересовался «Бесценным опытом» Псковского детского дома. И даже заочно подарил тамошнему духовому оркестру музыкальные инструменты.
А когда приехал в гости, да лично познакомился с маленькими трубачами и тубистами, да послушал, как лихо они исполняют «Прощание славянки», то ещё и наградил дорогими часами – директора Псковского детского дома, руководителя оркестра Александра Роора и самых маленьких музыкантов.
Всегда на коне
Студенты Псковского политехнического института первым делом поинтересовались у министра по чрезвычайным ситуациям, как попасть в ряды МЧС. Оказывается, «просто». И «самый простой путь» – поступить в академию МЧС, выпускники которой приобретают «как минимум» 14 специальностей и воспитываются на манер гардемаринов. К примеру, они в обязательном порядке изучают верховую езду. А всё потому, что их шеф убеждён: «Каждый настоящий офицер должен уметь ездить верхом, играть в преферанс и бильярд… Бильярд и преферанс у нас факультативно».
Следующий вопрос из зала был с явной подковыркой: «Многие называют «Единую Россию» партией власти. Как вы считаете, это ей вредит или, наоборот, помогает?»
Пауза. Со вздохом: «Знаете, я тоже называю «Единую Россию» партией власти. Власть ведь не даруется, она завоёвывается...»
У парня из третьего ряда, что называется, «наболело»:
- Я живу в городе Острове. У самой реки. Три недели назад у нас произошло скопление ледяных торосов, вода вышла из берегов и затекла к нам в подвал. Когда мы вызвали спасателей, они сказали: вот когда дом затопит – тогда нас и вызывайте. И только после того, как мы позвонили в Москву, в министерство по чрезвычайным ситуациям, торосы были взорваны и вода из нашего подвала ушла. Как сделать так, чтоб в следующий раз нам не надо было звонить в Москву?
В ответ министр взялся было рассказывать анекдот про начальника Чукотки, который и так и эдак распределял по домам сушёную картошку… А потом посерьёзнел и решил объясниться по существу:
- Понимаете, в других странах подобные службы существуют за счёт страховых платежей. Если ваш дом застрахован, страховая компания заботиться о том, чтобы все спасательные работы проводились вовремя и как следует. А в нашей стране даже в потенциально опасных районах процент застрахованного на случай наводнений и пожаров жилья составляет всего от 0,4 до 2,5 процентов. Поэтому всё делается за счёт федерального бюджета. И те, кто должен был взрывать лёд у вас, находились в это время на другом конце области. И тоже что-то взрывали и кого-то спасали.
Кстати, и в беседе с журналистами у пожарных, Шойгу вдруг заговорил о необходимости обязать население напрямую финансировать расходы МЧС. Он считает, что платёж за пожарную безопасность должен проходить отдельной строкой в квитанциях по квартплате. Оказывается, в советское время так оно и было. А потом этот платёж куда-то «затёрли». И поступающие от населения деньги пожарным отчислять перестали.
Следующий вопрос из зала вывел министра из себя:
- Скажите, а вот МЧС находит деньги, чтобы отправлять самолёты с медикаментами в другие страны. А у наших пенсионеров недавно целый месяц не было инсулина. Как же так?
- … Ну знаете ли, это из разряда «а в Африке негры голодают». Чё вы всё перепутали-то? Мы министерство по чрезвычайным ситуациям, а не минздрав. Это вы про те самолёты, которые мы пострадавшим от цунами в Юго-Восточную Азию отправляли? Так там больше 400 тысяч человек погибло. А мы оказали помощь пяти тысячам раненных и пострадавших. Я готов отдать всё, что у нас есть, на инсулин для пенсионеров. Но, если не приведи Господи, что-нибудь случится с вашими родственниками и МЧС не в состоянии будет отреагировать? Очень неприятный вопрос вы мне задали.
Одна юная особа торжественно поинтересовалась у Шойгу, как воспринимают нашу страну за рубежом. Министр охотно рассказал, как после недавнего большого наводнения в Европе имел возможность прочесть секретный доклад НАТО, в котором оценивалась работа служб спасения из разных стран. Там была приписка, которая чрезвычайно его порадовала: «К сожалению, - было написано там, - лучшей спасательной службой в Европе, по-прежнему является российская. Я правда, не понял, почему, «к сожалению»…
- Каким вы видите будущее российской молодёжи?
- Если хотите знать моё личное мнение, то будущее любого человека, в том числе студента, зависит в первую очередь от него самого… Лично я сразу же по окончании института поехал работать на большие сибирские стройки. К 29 годам был назначен начальником строительства, а в 34 стал заместителем председателя Госстроя. С 35 лет являюсь министром. Многие рассказывают, как по молодости вынуждены были разгружать вагоны. Есть более изящные способы зарабатывания на жизнь. Могу поделиться. Мы своё время писали заочникам курсовые. Один курсовик - 50 рублей. Сейчас-то какие расценки?
Аудитория покатилась со смеху, какой-то шутник с галёрки ещё вдобавок крикнул «Мы курсовые сами пишем!», чем окончательно развеселил министра. И тот ударился в воспоминания:
- Я тоже заканчивал политех. Никогда не забуду, когда меня «за примерное поведение» выгнали из общежития, и мы с друзьями вынуждены были снимать баню. Каждую пятницу, в час назначенный, хозяева приходили туда мыться… Но всё равно было здОрово. Наши однокурсники с архитектурного отделения рисовали бабушкам иконы. 10-15 рублей – за милую душу уходило. В общем, много разных способов было подзаработать. Не знаю, как теперь у вас, а мы играли в карты в прачечной…
Соответственно, следующий вопрос из зала был таким:
- Какие качества необходимы человеку, чтобы стать лидером и завоевать уважение в коллективе?
- Я никогда не мечтал стать лидером, поэтому мне как-то трудно это сформулировать что надо делать… Вспоминаются разные-разные истории… У вас сейчас строители с автодорожниками дерутся? Мы-то дрались так, что мама не балуй. Наверное, оттуда все эти лидерские качества. Они там зарождаются… В общем, на улице.
- Как вы относитесь к деятельности молодёжных политических организаций. В частности к движению «Наши»? Перспективно ли оно?
- …Ннне знаю. Насчёт перспективности. Я очень хорошо отношусь. Там не скучно, во всяком случае. А насчёт перспектив… В 82-м году к нам на стройку приехал завотделом ЦК - исключать меня из партии. Когда выяснилось, что я не член партии, он велел меня туда срочно принять. Так вот, самой большой печалью для меня была уплата задним числом комсомольских взносов. Я их пять лет не платил. Пришлось почти всю зарплату отдать.
Одна смелая девушка спросила как отрезала:
- Вы уже 16 лет на этом посту и отлично справляетесь со своими обязанностями. Зачем вам политика?
Но министр и тут не растерялся, не смутился:
- Очень не хочется, чтобы мною управляли некомпетентные люди, которые кроме как управлять ничего в этой жизни не умеют. Надоела эта бесконечная «Санта-Барбара» в ГосДуме. То они морду друг другу бьют, то соком обливаются, то на женщин руку поднимают. Ребята, у меня появилось огромное желание сделать политику скучной! (На самом деле я большую часть времени занимаюсь своим делом.)
- Не думаете ли вы баллотироваться на ближайших президентских выборах? Ведь население к вам очень хорошо относится…
- Вы хотите, чтобы оно ко мне начало относиться плохо?
Из зала поступили записочка.
- «Как вы относитесь к КПРФ?» Ну зря вы печатными буквами пишете. Я не буду разбираться, кто это писал. Я нормально отношусь, потому что у меня отец коммунист. Идеологические споры ведём на кухне. До гражданской войны явно не дойдёт. Хочу сказать, что именно коммунистическая партия воспитала во мне огромное чувство гордости за нашу страну. Помню, как в конце 90-х собрались мы с мужиками в гараже. Накрыли на капоте, достали солёные огурчики, обсудили коленвал и давай материть власть. Тогда ведь всё было по талонам. А когда по третьей накатили, то вспомнили: зато мы через три часа можем быть в Париже. Имелось в виду, конечно, наши ракеты и наши танки. Вот несмотря ни на что нас всех гордость распирала, что мы на свете всех сильнее. Этого нам сегодня очень не хватает.
- Хотите скажу, о чём я мечтаю? Я задаю себе иногда такой вопрос и вам советую. Так вот, я мечтаю, чтобы наша сборная опять стала чемпионом мира по хоккею. И ещё очень мечтаю, чтобы мы опять стали первыми в космосе. А когда человек приходит и начинает расписывать, как можно увеличить пенсии в пять раз, мне ему хочется сказать: да ты чё, с коня упал?/sterhmedia.ru/