17.01.2007 Новый Градостроительный кодекс, вступивший в силу с 1 января 2007 года, может привести к ухудшению пожаро-опасной ситуации в регионе.
Об этом «АиФ в Омске» сообщил Николай Рахвалов, заместитель начальника Главного Управления МЧС России по Омской области. Он пояснил, что, согласно новому кодексу, специалисты Государственного пожарного надзора отстранены от участия в проведении экспертизы новостроек на факт пожарной безопасности.
Известно, что для подготовки проектной документации строителям приходится оббивать пороги различных организаций. На все это уходит время. Законодатели решили снизить административные барьеры, стоящие на пути формирования рынка доступного жилья, ввели единую строительную экспертизу, то есть принцип «одного окна». В итоге получилось, как в той пословице: «Одно лечим, другое калечим».
— С 1 января мы не имеем права подготавливать и подписывать землеотводные документы, проверять проектную документацию и, наконец, принимать в эксплуатацию объекты завершенного строительства, капитального ремонта, технического вооружения, — отметил Николай Рахвалов. — Эти функции переданы строительному надзору. Естественно, что у этой организации нет необходимых специалистов, навыков и тех возможностей, которыми располагает Госпожнадзор. Поэтому сегодня мы активно ищем оптимальные пути взаимодействия с зодчими, чтобы свести к минимуму вероятность катастрофических последствий несовершенства введенных положений.
Сегодня деятельность пожарных в области нового строительства сводится к участию в так называемой проверке противопожарного режима возводимого объекта. Допустим, на стройплощадке стоит вагончик прораба. Пожарные вправе лишь осмотреть помещение. К примеру, соблюдают ли строители правила эксплуатации электрооборудования? В случае замеченных нарушений с зодчими проведут инструктаж. И все! Теперь только по официальному запросу органов государственной власти пожарные вправе обследовать объекты. Однако и в этом случае их действия будут носить исключительно консультационный характер.
— Новое положение коснулось не только нашей службы, — отметил Николай Рахвалов. — Теперь не будет проводиться и государственная радиологичесая экспертиза, что, несомненно, нанесет ущерб экологической безопасности возводимых зданий.
Да здравствуют фенольные дома?! На этом фоне, по меньшей мере, странно выглядит другая норма кодекса — отмена лицензирования в строительстве. В Омске и без того появлялось достаточно компаний — «детей лейтенанта Шмидта». Снижение качества строительства, недобросовестная конкуренция, деквалификация кадров и их вытеснение непрофессиональными шабашниками — это еще не самый пессимистический прогноз.
— Хочется верить, что «умы», которые приняли это новое положение, все-таки решат вернуться к отработанной годами системе, — отметил Николай Рахвалов.
Недовольны новым кодексом и сами зодчие. По словам Светланы Шевченко, заместителя директора Департамента архитектуры и градостроительства городской администрации, еще на стадии подготовки закона его жестко критиковали представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук. Однако при разработке Градостроительного кодекса мнение самих градостроителей практически не учитывалось.
— Мне до сих пор не понятно: почему органы муниципальной власти сами должны готовить площадки под строительство на аукцион, а затем для своих нужд их с аукциона покупать? — удивляется Шевченко. — Кроме того, много в кодексе ссылок на нормативно-правовые акты Правительства РФ, которых просто не существует. Это всего лишь некоторые аспекты того, насколько реализуемы положения закона.
Однако, по мнению Светланы Шевченко, есть у нового кодекса и достоинства.
— Главное из них — это обязательное наличие генплана и других документов территориального планирования, — говорит Шевченко. — Более того, установлены жесткие сроки их подготовки и последствия при отсутствии этих бумаг. К 2010 году необходимо успеть разработать градостроительные документы. Иначе ни одного дома в Омске через три года не появится.
Помимо этого, с 1 января значительно увеличились размеры административных штрафов за нарушения в области строительства. Так, например, с нерадивых зодчих, затеявших возведение, реконструкцию или капитальный ремонт, не имея на то разрешения, взыщут от пяти до десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Ранее штраф составлял от 50 до 100 МРОТ./omsk.aif.ru/